на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОНИКА (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) - центр. элемент тональности; главный тон, по которому получает название вся система (в C-dur и c-moll - звук д о), а также главный аккорд-устой, на котором строится данный лад (в C-dur аккорд с-е-g, в c-moll - с-es-g); обозначение - Т. Тоника - основа, исходный пункт и завершение гармонич. процесса, логич. центр гармонич. мысли, осн. устой (пребывание на котором ощущается как момент покоя, особенно при возвращении к Т., разрешении функционального напряжения). В функционально-гармонич. системе тональности действие Т. непосредственно ощущается на всём протяжении однотемной формы (периода, двух- и трёхчастной; напр., в теме 1-й части 12-й фп. сонаты Бетховена, 1-м разделе пьесы «Январь» из «Времён года» Чайковского); модуляция устанавливает аналогич. действие другой Т. (этим объясняется связь между сферой действия Т. и темообразованием, членением муз. формы). Сила Т. в функционально-гармонич. системе тональности определяется несколькими факторами: природой муз. содержания, проникнутого идеей рационалистич. централизованности; отбором звукоряда, диатонического в основе и не содержащего тритона ни к одному из звуков Т.; организацией лада с помощью «тройной пропорции» (функций S - T - D), что способствует максимальному укреплению центра-Т; метрикой, подчёркивающей весомость заключит. кадансовых моментов (т. н. тяжёлые такты - 4-й, 8-й - как метрич. устои, аналогичные Т.; см. Тональность). В качестве категории муз. мышления Т. - один из видов центра (устоя), служащего опорой при образовании целостной системы звуковысотных отношений (см. Лад). Актуальность и важность категории Т. как подобного центра позволяет распространять этот термин на центр. элементы др. систем (на лады нар. музыки, древнего мира, средневековые лады, модальную гармонию Ренессанса, симметричные лады 19-20 вв., на системы с центр. тоном или аккордом в музыке 20 в.). Однако необходимо разграничивать разл. типы центров (устоев) - барочную и классико-романтич. Т. (у И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова), ср.-век. финалис (к-рый, в отличие от классич. Т., может не пронизывать своим действием всей мелодии; напр., в антифонах Miserere mei Deus I тона, Vidimus stellam ejus IV тона), Т. новой тональности 20 в. (напр., тоника G в опере «Воццек» Берга, диссонантная сложная Т. в орк. интерлюдии между 4-й и 5-й картинами 3-го д. той же оперы), центр. тон (тон ми в начале и заключении Dies irae Пендерецкого), центр. группу (1-я пьеса из «Лунного Пьеро» Шёнберга), quasi-тоникальное использование серии (напр., 1-я часть сонаты Э. В. Денисова для скрипки и фп.) и др. Лит. см. при статьях Тональность, Лад, Гармония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь