на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРАНСПОЗИЦИЯ (от позднелат. transpositio -перестановка) - перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца тесситуре. Применяется также при переложении муз. произв. для к.-л. инструмента в том случае, если диапазон произв. не соответствует возможностям данного инструмента. В процессе Т. все звуки переносятся вверх или вниз на интервал, соответствующий высотному отношению первоначальной и новой тональности. При Т. на полутон вверх или вниз иногда могут изменяться лишь ключевые и случайные знаки, а ноты оставаться теми же (напр., Т. из C-dur в Cis-dur или Ces-dur). T. может осуществляться и с помощью замены ключа и знаков альтерации при нём; ноты при этом сохраняются на тех же местах, напр. от замены ключа соль басовым ключом образуется Т. на малую сексту вниз через октаву. Опытные концертмейстеры могут транспонировать сопровождение, пользуясь нотами произв. в оригинальной тональности. Нек-рые исполнители-инструменталисты способны транспонировать выученную пьесу по слуху. В оперных произв. применяется Т. отд. арий или целых партий в удобную для певца тональность, напр. П. И. Чайковский транспонировал для певицы М. Д. Каменской (меццо-сопрано) сопрановую партию Иоанны в опоре «Орлеанская дева». Вок. произв. (романсы, песни) обычно издаются не только в тональности оригинала, но и в Т. для др. голосов. Т. - важное средство формообразования, развития в музыке (напр., Т. тем побочной и заключит. партий в репризе сонатной формы). В экспозиции фуги реальный ответ (см. Фуга) представляет собой Т. темы в др. тональность; в разработке фуги тема транспонируется в разные тональности. Т. применяется и в пьесах малых форм (повторение темы в др. тональности, напр. в прелюдии Скрябина ор. 2 No 2). В сольмизационной системе Гвидо д'Ареццо образование «мягкого» гексахордного звукоряда от f считалось Т. «натурального» гексахорда (от С) на кварту вверх путём понижения си - b quadratum (h) на b rotundum (b). Таких гексахордов в системе было два: «мягкий» гексахорд primum (4-й) и «мягкий» гексахорд secundum (6-й). С 16 в. Т. обучали исполнителей на клавишных инструментах; так, напр., от органиста требовалось умение подстраиваться в процессе церк. пения к интонации служащего и к хору. В додекафонии Т. используется при переносе модуса на любую из 12 ступеней темперирован. строя. В. А. Вихромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь