на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТРИТОН (греч. tritonon, от tri-, в сложных словах - три и tonos - тон) - интервал, содержащий три целых тона. В диатонич. звукоряде три тона включают взаимно обращающиеся интервалы: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшённая квинта (ум. 5). Благодаря одинаковому количеству тонов ув. 4 и ум. 5 с одним общим звуком энгармонически равны. Т. - диссонирующий интервал; в ладовом отношении он обнаруживает обострённую неустойчивость, т. к. включает звуки (ступени) с ярко выраженными вводнотоновыми тяготениями: в натуральном мажоре Т. образуют IV и VII ступени, прилегающие к устоям на расстоянии полутона. В гармонич. видах минора и мажора содержится по 2 тритона; их образуют IV и VII, II и VI ступени (в миноре VII ступень повышенная, в мажоре VI ступень пониженная). Один тритон содержит натуральный минор (между II и VI ступенями), по два - мелодич. минор (между III и VI, IV и VII ступенями) и мелодич. мажор (между II и VI, III и VII ступенями). В зависимости от лада и состава ступеней Т. разрешается: ув. 4 в малую или большую сексты, ум. 5 в большую или малую терции (см. Ладовый ритм). При помощи хроматич. альтерации Т. можно образовать и от др. ступеней лада. Т. входит в состав диссонирующих аккордов: малого мажорного, малого вводного, уменьшённого септаккордов, уменьшённого трезвучия, их обращений и др. Акустика различает ув. 4 пифагорейскую (512:729), натуральную (32:45); ум. 5 пифагорейскую (729:1024) и натуральную (45:64). В равномерно темперированном строе (см. Темперация) Т. равен половине октавы. Теоретически возможное продолжение квинтовой цепи до бесконечности в темперированном строе практически не осуществляется благодаря энгармоническому равенству звуков (см. Квинтовый круг); квинтовая цепь замыкается на шестом звене: в восходящем направлении вершина 6-й чистой квинты (fis) образует ув. 4 по отношению к исходному звуку (С); в нисходящем направлении основание 6-й квинты (ges) также образует по отношению к исходному звуку ув. 4, к-рая при энгармонич. замене становится ум. 5. Это указывает на наличие в квинтовом круге тональностей тритона, образующегося между исходным звуком и ступенью, далеко от него отстоящей. В др.-греч. ладах, как основных, так и побочных (гиполадах), при нисходящем мелодич. движении допускалось образование Т. Напр., в установившейся к 5 в. до н. э. системе, включавшей в себя весь диапазон употреблявшихся к тому времени в музыке Др. Греции звуков (от а1 до А), граничащий звук третьего тетрахорда [paramese (h)] мог быть соединён в рамках Т. со звуком parhjpate (f) третьего тетрахорда (см. схему в ст. Древнегреческие лады, колонка 306). В период раннего средневековья Т. считали неприемлемым интервалом, который долгое время был запрещён в мелодич. и гармонич. виде (напр., в учении о сольмизации Гвидо д'Ареццо) как «diabolus in musica» («дьявол в музыке»). В строгом стиле ход голоса на этот интервал не допускался; теоретически запрещалось даже мелодич. последование 2 больших терций, т. к. верхний звук 2-й терции образует Т. по отношению к нижнему звуку 1-й терции (напр., в последовании терций f - а и g - h). В более поздних муз.-теоретич. трудах Т. стали относить к диатонич. интервалам discordantiae perfectae (лат.- совершенно несогласные), применение которых запрещалось в мелодии песнопений, выдержанных в церковных ладах. С 16 в. запрет на использование Т. постепенно терял силу; в новом, контрапунктич. стиле, особенно в музыке драм. характера, допускалось применение Т. без разрешения его в тонику. См. Интервал, Диссонанс, Пифагоров строй.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТР..

ТИРАТА

ТИТЛУЗ

ТИТОВЫ

ТОБИАС

ТОДУЦЭ

ТОКОДИ

ТОЛГАУ

ТОЛЬБА

ТОМАРС

ТОМСОН

ТОНИКА

ТОПШУР

ТОРБАН

ТОРМИС

ТОЦКИЙ

ТРЕПАК

ТРЕЦЦА

ТРИЗНО

ТРИОЛЬ

ТРНИНА

ТРОСТЬ

ТРОХЕЙ

ТРОШИН

ТРУБИН

ТРУВЕР

ТРУФФИ

ТУГУШИ

ТУКСЕН

ТУРЕЛЬ

ТУРИНА

ТУРЧАК

ТУСКИЯ

ТУСТЕП

ТЫПКОВ

ТЬЕНТО

ТЬЕРСО

ТЬЮРЕК

ТЭНАСЕ

ТЭРИАН

Музыкальный словарь ver16