на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРИТОНОВЫЙ ЛАД, дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение которого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.: А. К. Лядов. «Из Апокалипсиса», такты 1-5. О. Meссиан. «Неосязаемые звуки грёз». См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура - C-dur + Fis-dur, звукоряд - Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм. Лит. см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь