на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРОСТЬ. 1) Приспособление для звукоизвлечения у ряда духовых, т. н. тростевых муз. инструментов. Изготовляется из особого вида тростника (отсюда назв.). Различают одинарные Т. (однолепестковые, состоят из узкой тонкой тростниковой пластинки) и двойные Т. (двухлепестковые, состоят из 2 таких пластинок). Среди орк. инструментов с одинарной Т. - кларнет, бас-кларнет, бассетгорн, саксофон; в нар. инструментарии - балабан и коншай (узб. и тадж.), жалейка (рус.), тарогато (венг.), тарагот (молд.). Среди инструментов с двойной Т. - гобой, англ. рожок, фагот, контрафагот, а также зурна, сурнай, дудук и др. Т. влияет на качество и тембр звука. Она служит возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента; выдыхаемая струя воздуха отгибает более тонкую часть Т., сила её упругости приводит Т. в первоначальное положение, что обеспечивает прерывистое поступление воздуха в канал инструмента, в котором возникают продольные колебания воздушного столба, порождающие звук. Т. должна хорошо пружинить, легко поддаваться изменениям усилий, производимых губами исполнителя, и до определённого предела открывать звуковую щель. Одинарные Т. бывают надрезными (П-образной формы; помещаются в стволе инструмента, у головки) и приставными (крепятся в головке у входного отверстия); нижняя (более толстая) часть одинарной Т. неподвижна, верхняя, т. н. свободная, колеблется, периодически открывая и закрывая щель. В двойной Т. 2 тростниковые пластинки соединяются проволочными кольцами и обмоткой из нитки на шейке Т., между этими пластинками образуется звуковая щель. Двойная Т. у гобоя укрепляется на конич. металлич. трубочке, частично покрытой пробкой, что обеспечивает плотное вставление (до уступа) в гнездо звуковой трубки, у фагота, контрафагота и англ. рожка Т. надевается на узкий конец эса. При игре на совр. тростевых дух. инструментах исполнитель берёт Т. в рот; до 30-х гг. 16 в. на разл. типа свирелях, в т. ч. на бомбардах (поммерах), крумгорнах и др., Т. не соприкасалась с губами исполнителя, она была заключена в спец. камеру - чашеобразный мундштук, в который вдувался воздух. Т. быстро приходят в негодность из-за отложения на них солей и др. веществ, содержащихся в слюне. Ведутся эксперименты по применению вместо тростника пластмассы, кости, бамбука, нейлона и др., но положительные результаты ещё не получены. 2) Древко смычка.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь