на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА. Самобытные нац. формы и жанры Т. м. уходят корнями в тув. фольклор, в котором широко представлены лирич., обрядовые песни, частушки, инструментальные наигрыши и др. Народные музыканты, странствующие по аулам, были гл. распространителями муз. культуры. В народе сохранились древние песни, связанные с его историей, кочевым бытом скотоводов-охотников. Основа ладового строя тув. нар. музыки - ангемитоника (см. Ангемитонный звукоряд). Т. м. характеризуется самобытными интонациями, разнообразием ритмич. структур. Старинные протяжные песни отличаются обширным диапазоном мелодии, широтой дыхания. Тув. нар. песни делятся на две жанровые группы: ырлар и кожамык. Ырлар - это медленные лирич. песни с распевными мелодиями и поэтич. текстами преим. созерцат. характера. Кожамык - быстрые песни с мелодиями нераспевного типа, имеющие иногда припевы (кожумак); тексты этих песен преим. импровизированные, отражают разнообразные темы. Песни обоих жанров - сольные, но на празднествах иногда поются хором в унисон. Особым вок. жанром Т. м. является горловое пение - своеобразный вид сольного остинатного двухголосия. Это пение известно также у некоторых др. народов (монголов, хакасов, башкир, алтайцев), однако у тувинцев оно было наиболее развито; сохранилось в четырёх стилевых разновидностях (сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр). Богато орнаментированы свадебные, лирич., трудовые песни, а также благопожелания. В старинных песнях воспевалась борьба аратов против колонизаторов и феодалов. Народная музыка оказала большое влияние на развитие совр. тув. песенного творчества. Муз. инструментарий богат и разнообразен: щипковые - шанзы, чадаган, шелер-хомус, хола-хомус, хулузун-хомус; духовые - бурээ, бушкуур, тун, мургу, шоор; до Октябрьской революции 1917 бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты - шан, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур. Начало становления проф. Т. м. относится ко 2-й пол. 30-х гг. 20 в. Её развитие связано с освоением нар. наследия и влиянием рус. классич. и сов. музыки. Большое значение имело создание муз.-драм. театра-студии (1936), которым руководили в 40-е гг. композиторы А. Н. Аксёнов, И. Л. Израйлевич, дирижёр Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. В театре-студии формировалось искусство певцов М. Мунзука, К. Мунзука, комп. А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Е. Кенденбиля, X. Конгара, В. Кок-оола, А. Лаптана, С. Байыра, О. Намдараа, С. Монгуша, Н. Кысыгбай, В. Монгольбии. Одним из первых зачинателей песенного композиторского творчества был драматург и актёр Кок-оол. Его песни «Аныяктар» («Молодёжь»), «Мээн Тывам» («Моя Тува») и др. стали широко известны. Интенсивное развитие тув. проф. музыки началось после добровольного вхождения Тувы в состав СССР (1944). Рост муз. культуры и искусства сопровождался освоением нового социалистич. содержания и новых муз. форм. Особую популярность получили короткие куплетные частушки с чётким ритмом. При муз.-драм. театре-студии в 1941 организован оркестр нар. инструментов. В 1947 открыта муз. школа (ныне - 18 муз. школ), в том же году при студии основано хореографич. отделение. В 1950 открыт областной Дом нар. творчества, в 1960 - муз. уч-ще (ныне - Уч-ще искусств). Большой вклад в развитие Т. м. внёс комп. Аксёнов, создавший ряд произв. на материале тув. фольклора и монографию «Тувинская народная музыка» (1964). Со 2-й пол. 50-х гг. наряду с традиц. муз. жанрами появляются симф. произв. «Алдан-Маадыр» Чыргал-оола, музыкальная сказка «Чечен и Белекма» Р. Кенденбиля, Чыргал-оол написал симфоническую «Поэму радости» (1967), а также симфонию «Моя Тува» (1970; Гос. Пр. Тув. АССР, 1971), концерт для скрипки с орк., орк. картину «Челер-оюм» («Мой иноходец»), музыку к драм. спектаклям («Певцы дня», 1973), хор. обработки, кантату «Отчизна» и др. Творчество Р. Кенденбиля представлено симфонией, 3 квартетами, «Колхозной сюитой» для симф. оркестра, хор. обработками, сюитой «Расцветай, мой край родной». Инстр. произв. тув. композиторов, как правило, программны. В 1966 создан Симф. оркестр радио и телевидения, с 1969 работает филармония, с 1970 - Тув. ансамбль песни и танца «Саяны», в 1978 создан Союз композиторов Тув. АССР. В республике систематически ведётся работа по собиранию нар. песен и инструментальных наигрышей. Первые записи тув. муз. фольклора осуществили в 1910-20-х гг. музыковеды А. В. Анохин, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд; в дальнейшем - С. И. Булатов, Израйлевич, Миронович, Аксёнов, М. Мунзук, фольклористы Тув. НИИ языка, литературы и истории. Традиц. декады, олимпиады, смотры художеств. самодеятельности и слёты певцов, проводимые в республике, превращаются в большие праздники нар. и проф. искусства. Среди деятелей тув. муз. искусства: композиторы - засл. деят. искусств РСФСР Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Д. Хуреш-оол; певцы - нар. арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук, нар. арт, Тув. АССР Н. Олзей-оол, засл. арт. РСФСР X. Конгар, Кок-оол, А. Лаптан, засл. арт. Тув. АССР Е. Кенденбиль.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь