на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УОЛТОН (Walton) Уильям Тёрнер (р. 29 III 1902, Олдем, Ланкашир) - английский композитор. С 10-летнего возраста пел в церк. хоре; начальное муз. образование получил под рук. отца, затем учился в церк. колледже у X. Аллена и Б. Олчина в Оксфорде. Композицию изучал гл. обр. самостоятельно, пользовался советами Э. Ансерме и Ф. Бузони. В 1919 окончил оксфордский муз. колледж. В это время создал первые произв., в т. ч. фп. квинтет, 2 песни, литанию a cappella. В 1923 в Лондоне исполнены струн. квартет, а также оригинальная пьеса-речитация иронич. характера «Фасад» («Facade») для чтеца (сатирич. стихи Э. Ситуэлл) в сопровождении флейты-пикколо, кларнета и бас-кларнета, саксофона, трубы, виолончели и ударных (в 1926 переделана У. в комедийный балет того же назв., в музыке которого воспроизводятся в шаржированной форме популярные мелодии англ. композиторов; получили известность 2 орк. сюиты из него). Среди др. сочинений 20-х гг. - увертюра «Портсмутский мост», воссоздающая весёлую сценку в доках (1925). В соч. 30-х гг. ощутимы влияния П. Хиндемита, иногда И. Ф. Стравинского, а также Я. Сибелиуса (скорбные, трагич. мотивы в концерте для альта с оркестром, первым исполнителем которого был Хиндемит, 1929). Высоким мастерством инстр. письма отличаются и др. его концерты с оркестром - для; скрипки (первый исполнитель - Я. Хейфец) и виолончели (первый исполнитель - Г. П. Пятигорский). В 40-е гг. писал музыку гл. обр. к спектаклям драм. театра («Макбет», 1941) и кинофильмам, в т. ч. «Генрих V» (1944; орк. сюита, 1945), «Гамлет» (1947) по У. Шекспиру; простые лирич. мелодии из них завоевали широкую популярность.
Соч.: опера Троил и Крессида (по Дж. Чосеру, Лондон, 1954), Медведь (The Bear, по А. П. Чехову, 1967, Олдборо); балеты - Фасад (Facade, 1926) и Благоразумные девы (The Wise virgins, на темы 6 фп. пьес И. С. Баха, 1940), Поиск (The Quest, по Э. Спенсеру, 1943; орк. сюита, 1962); оратория Валтасаров пир (Belshazzar's feast, 1931), Gloria (для солистов и орк., 1961); для орк. - симфонии (1935, 1960); увертюры: Портсмут-Пойнт (Portsmouth Point, 1925, по гравюре Т. Роулендсона, художника кон. 18 - нач. 19 вв.), Сиеста (Siesta, 1926), Скапен (комическая, 1941, 2-я ред. 1950), Иоганнесбургская фестивальная (Johannesburg festival overture, 1956); сюиты из балета Фасад (1927; 1938), пьесы; Вариации на тему Хиндемита (1963), Capriccio burlesco (1968), Импровизация на тему экспромта Б. Бриттена (1970); для инструмента с орк. - конц. симфония для фп. (1927, на основе музыки для балета, заказанного С. П. Дягилевым; 2-я ред. 1943), концерты: для альта (1929, 2-я ред. 1961), скр. (1939), виолончели (1957); камерно-инстр. ансамбли - токката (1923), соната (1950) и 2 пьесы (1951) для скр. с фп., фп. квартет (1919), струн. квартеты (1922, 1947); для хора с орк. - В честь города Лондона (In honour of the city of London, 1937), Coronation Те Deum (1953); Missa brevis для хора и органа (1966); фп. пьесы для детей, в т. ч. в 4 руки; песни. Лит: Hiwes F. S., The music of William Walton, v. 1-2, L., 1942-43, 1965; Aprahamian F., Walton retrospective, «Music and musicians», 1972, v. 20, No 11;Craggs S. R., William Walton. A Thematic catalogue of his musical works, L., 1977. И. А. Слепнёв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
УО..

ТУРИНА

ТУРЧАК

ТУСКИЯ

ТУСТЕП

ТЫПКОВ

ТЬЕНТО

ТЬЕРСО

ТЬЮРЕК

ТЭНАСЕ

ТЭРИАН

ТЭРНАН

ТЮЙДУК

УГАРТЕ

УЗУНОВ

УЗУНЯН

УЛИГЕР

УЛЬСЕН

УМЛАУФ

УНИСОН

УОРРЕН

УРМУЛИ

УСАТОВ

УСИОДА

УТЁСОВ

УТЕШЕВ

ФАБИНИ

ФАЗАНО

ФАРАБИ

ФАРКАШ

ФАРМЕР

ФАРРАР

ФАТТАХ

ФЕЙГИН

ФЕЛЬДТ

ФЕРМАН

ФЕТТЕР

ФИГНЕР

ФИГУРА

ФИДЕЛЬ

Музыкальный словарь ver16