на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УРУГВАЙСКАЯ МУЗЫКА. О музыке аборигенов Уругвая - индейцев чарруа и гуарани можно судить лишь по отд. свидетельствам эпохи конкисты (16 в.). Эти племена, находившиеся на разных ступенях первобытнообщинного строя, были в значит. степени уничтожены или подчинены испан. влиянию. Главными формами музыки индейцев были трудовые, воен. и обрядовые песни и танцы. Нек-рое представление о характере музыки индейцев дают их муз. инструменты. Осн. муз. инструментом индейцев чарруа был горизонтальный цилиндрич. барабан, выдолбленный из ствола дерева. Воинственные танцы чарруа сопровождались игрой на трубе (изготавливавшейся из рогов или костей животных), тростниковой флейте пинкильо, морской раковине. Из ударно-шумовых инструментов с доколумбовых времён в Уругвае существует погремушка, состоящая из двух полых цилиндров с камешками внутри (разновидность марака). Употребляется также маримба (инструмент типа ксилофона). Муз. лук представляет собой деревянный лук с тетивой-струной из конского волоса; при изменении натяжения струны пальцами инструмент издаёт звуки разной высоты (примерно, в объёме октавы), простейшим резонатором является рот исполнителя, прикасающегося губами к струне (резонаторами могут служить также полая тыква, глиняный сосуд). В совр. Уругвае нар. музыкантами применяется муз. лук со спец. резонаторами. Став испан. колонией в 16 в., Восточный берег (так назывался Уругвай в колониальный период) вошёл в 1776 в состав вице-королевства Ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе и выделился в самостоят. гос-во в 1830. Поэтому муз. фольклор Уругвая имеет много общего с фольклором Аргентины (см. Аргентинская музыка). В нём до сих пор сохраняются некоторые песенные и танц. формы испан. музыки - вильянсико, колыбельные и детские песни, сапатеадо и др. Распространяемые по всей стране нар. певцами - пайядорами европ. песни и танцы превращались в нар. креольские, приобретая черты нац. своеобразия, специфич. колорит. Уругв. нар. музыка отличается яркой эмоциональностью. Преобладают размеры 3/4 и 6/8. Часто встречаются синкопы, переменный ритм, контрастные смены темпов. Распространённые песенные жанры - тристе, видала, эстило, милонга; танцы - гато, сьелито, перикон, куандо, ранчера и др. В 1-й четв. 19 в. возникли патриотич. песни, вызванные к жизни борьбой за независимость Уругвая. Проф. музыка начала развиваться в Уругвае в 1-й пол. 17 в. и была связана прежде всего с деятельностью церкви, придававшей важное значение музыке как одному из средств обращения индейцев в христианство. На территории Уругвая (в его совр. границах) были основаны Вост. миссии иезуитов с центром в Монтевидео. Служители церкви обучали индейцев игре на европ. муз. инструментах (диатонич. арфе с неизменным строем, виуэле, гитаре, скрипке), сопровождавших в то время службу, а также пению, сочинению духовной музыки (индейцы исполняли даже мотеты). Высокого уровня достигла муз. школа монаха-иезуита Обиспо, организованная в 1779 в Сорьяно. С изгнанием иезуитов в кон. 18 в. и становлением католич. церкви в Уругвае появились григорианское пение и орган. Известными органистами были Т. Ортега, музыканты-негры В. Барралес, Тио Бенито. В нач. 19 в. церк. музыка достигла расцвета в творчестве М. Убеды; наиболее видный представитель церк. музыки кон. 19 в. - К. Кальво. Светская музыка до кон. 18 в. развивалась преим. в русле домашнего любительского музицирования. Исполнялись песни и арии из испан. тонадилий, сарсуэл, итал. арии, танцы - контрданс, менуэт, гавот, вальс, полька, мазурка. В кон. 19 в. на смену салонным танцам пришло танго. В 1793 был открыт первый муз. театр в Монтевидео (Дом комедии). Вплоть до 1825 в репертуаре театра господствовали испан. тонадилья и мелодрама. Среди авторов мелодрам и сарсуэл - X. Ф. Мартинес, В. Идальго, М. де Араучо. Музыкальная культура в 19 в. стала развиваться более активно, но ведущую роль в музыкальной жизни страны играли иностранцы. В репертуар муз. театра проникают итал. оперы (в т. ч. в 1830 была исполнена «Семирамида» Россини), на протяжении всего этого столетия пользовавшиеся громадной популярностью. Первую уругв. оперу создал композитор и пианист Т. Хирибальди («Парижанка», 1878). Оживляется конц. жизнь. В 1827-53 возникло 6 филармонич. обществ. В 1856 открыт театр «Солис» (ныне Т-р нац. комедии), ставший центром оперного искусства в стране. Среди уругв. композиторов 1-й пол. 19 в. - X. X. де Состоа, Ф. X. Дебали (по национальности венгр, автор Нац. гимна Уругвая), К. Луна, X. Фарриоль. Во 2-й пол. 19 в. появились пианисты высокого проф. уровня Д. Коста, П. Фагет, европ. известность получил пианист О. Пфейфер, скрипачи С. Масони, С. Васини. Большое влияние на рост муз. культуры в кон. 19 в. оказал композитор, дирижёр и скрипач Л. Самбусети (ученик Ж. Массне и Л. Делиба), автор первой уругв. симфонии. По его инициативе осн. Ин-т Верди (1890), Бетховенское общество и при нём симф. оркестр (1897), в 1908 - Нац. симф. оркестр. Среди соч. Самбусети, написанных в традиц. романтич. стиле, - 2 оперетты, сарсуэла, симф. поэма «Франциск Ассизский» (1910). К нач. 20 в. Уругвай располагал развитой сетью культурных учреждений. В Монтевидео было 15 театров, неск. консерваторий (типа уч-щ), Муниципальный дух. оркестр (1907), Нац. ассоциация камерной музыки (1913), Хор. ассоциация Монтевидео (1917), Нац. ассоциация симф. оркестров (1920). Большое значение имеет созданная в 1929 Гос. служба радиопередач и публич. концертов (ныне Гос. служба радиовещания и телевидения - SODRE), при которой работают Нац. дискотека, симф. и дух. оркестры, ансамбль камерной музыки, хор. школа, школа танца, вок. школа, консерватория. В 30-50-е гг. возникло большое количество хор. коллективов - «Монтевидео», «Гуарда и Паса» и др. С 1953 проводятся нац. хор. фестивали. В 1954 при Респ. университете образована Нац. консерватория. Существует система гор. муз. школ. Уругв. композиторская школа (тесно связана с нац. фольклором сформировалась в нач. 20 в. Её основоположником, наряду с Л. Самбусети, был Э. Фабини. В 1907 Фабини явился одним из основателей консерватории в Монтевидео, в 1910 - Ассоциации камерной музыки. Наиболее известные соч. Фабини - симф. поэмы «В полях» (1921), «Остров Сейбос» (1926), увертюра для оркестра, хора и чтеца «Старая Родина» (1925), балеты «Мбурукуйя» (1933) и «Утро волхвов» (1937). Сподвижниками Фабини были также А. Брокуа - автор оперы «Табаре» (1910), лирич. драмы «Крест господень» (1918), симф. триптиха «Поэма холмов» (1910), Л. Клюзо Морте - композитор, пианист и скрипач, автор симф. поэм «Равнины» (1944), «Ранчо» (1947), симфонии «Артигас», посв. вождю уругв. народа в борьбе за независимость в 1811-30. В качестве продолжателей нац. традиций музыки выступили В. Асконе («Вечерние песни», для оркестра, 1932; Первый креольский квартет, 1948; 3 симфонии) и профессор гармонии и муз. эстетики в Ин-те высшего образования Г. Санторсола (концерт для фп. с оркестром, 1939; 1-я симфония, 1957). Творчество А. Сорьяно отмечено прогрессивной гражд. позицией, гармонич. сочетанием фольклорных элементов с совр. композиторской техникой. Среди его соч.: «Четыре симфонических ритуала» (1953), «Симфонические песнопения Кубинской революции» (1961), «Симфонический момент в память погибших в Бухенвальде» (1962), «Три симфонические схемы о жизни Артигаса» (1964). Выдающуюся роль в муз. жизни Уругвая и Лат. Америки сыграла организаторская и просветительская деятельность музыковеда Ф. К. Ланге, приехавшего в Уругвай в 1923. По его инициативе основаны Кооперативное межамериканское издательство композиторов, Межамериканский институт музыкознания в Монтевидео (с 1938 в Боготе). В течение неск. лет Ланге руководил периодич. изданием «Бюллетень латиноамериканской музыки», способствовал объединению движения «Музыкальный американизм» в Лат. Америке, в 1930-49 был директором дискотеки SODRE. Виднейший уругв. музыковед Л. Айестаран - автор трудов по истории и теории уругв. фольклора. Уругв. композиторы продолжают развивать традиции нац. школы, не впадая в крайности авангардистских экспериментов. Модернистские тенденции проявились в сочинениях ген. секретаря Ассоциации композиторов Уругвая П. Ипуче Ривы - «Первая серия химических продуктов» для камерного ансамбля (1965) и др. Среди совр. уругв. композиторов наиболее известен за пределами страны Э. Тосар - автор таких произв., как симфония No 2 для струн. оркестра (1950), Те Deum (для баса, хора и оркестра, 1960). К этим композиторам примыкают Л. Бириоти (симфония No 3 памяти Л. Айестарана, 1968; симфония «Анна Франк», 1964), Р. Шторм (опера «Возвращение», 1958), К. Эстрада (выступавший в СССР в качестве дирижёра), X. Серебриер, С. Сервети, А. Мастроджованни; исполнители - дирижёр X. Протаси, пианисты У. Бальцо, Н. Мариньо, Л. Б. Ибаньес, О. Франсес, органист А. Туррициани, гитарист X. М. Оянгурен, певица В. Кастро. Лит: Lange F. С., Organizasion musical en el Uruguay: la OSSODRE, «Boletin Latino-Americano de musica», t. 1, Montevideo, 1935; Ayestaran L., Fuentes para el estudio de la musica colonial uruguaya, Montevideo, 1947; его же, La musica indigena en el Uruguay, Montevideo, 1949; eго жe, La musica en el Uruguay, v. 1, Montevideo, 1953; eго жe, Luis Sambucetti, vida y obra, Montevideo, 1956; eго жe, El centenario del Teatro Solis, Montevideo, 1956; Lagarmilla R. E., Eduardo Fabini, musico nacional uruguayo, Montevideo, 1953; Salgadо S., Breve historia de la musica culta en el Uruguay, Montevideo, 1971. В. P. Доценко.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь