на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УСУЛЬ (араб., букв. - осн. положения, законы) - в вост. проф. музыке устной традиции ритмич. формула в рамках того или иного метра, повторяющаяся на протяжении всего произв. - песни, плясовой мелодии, программной инстр. пьесы, части цикла. Исполняется на ударных (реже на струнных щипковых); чаще всего это мембранные инструменты со звуками разной высоты - дойра, нагора. Особенно разнообразны и многочисленны У. дойры; применяются в сольной и ансамблевой игре (также в сочетании с др. инструментами). У. характерны для музыки мн. стран Востока; в СССР теория и практика У. особенно разработаны в муз. культурах Таджикистана и Узбекистана (см. Таджикская музыка, Узбекская музыка). Зарождение традиций ансамблевой музыки в Ср. Азии относится к началу нашей эры, о чём свидетельствует ряд древнейших изображений. Теоретич. разработка У. имеется в трактатах аль-Фараби (9-10 вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), аш-Ширази (13 в.), Дарвиша Али (17 в.). Сафи-ад-дин Урмави (13 в.) записал образцы музыки своего времени (с использованием У.), применив систему табулатур. Мелодия «Сакили аввал» в сопровождении усуля из трактата Урмави (расшифровка И. Р. Раджабова). В трактатах Абдуррахмана Джами (15 в.) значит. место уделено созданию «ритмич. кругов», т. е. У.: «В этом деле нет предела и запрета: всякий желающий может произвольно образовывать ритмы, зарбы из желательных ему накра. Не следует лишь выходить за границы соразмерности и доходить до невозможности улавливать размер». Во времена Фараби и Ибн Сины определились 7 видов У., Джами описал 11, в др. трактатах 15 в. говорится о 19, а в трактатах 16 в. перечисляются 37 У. Многие из них применяются в исполнит. практике 20 в. Знатоком муз. композиции был Алишер Навои (15 в.), которому приписывают создание семи У. Основа У. - чередование низких (глухих) и высоких (звонких) звуков в разных метроритмич. соотношениях, для запоминания которых (а с 19 в. и для записи) исполнители применяли фонетич. обозначения: низкий звук «бум» (равен четвертной ноте), высокий - «бак» (также четверть), удвоенный высокий - «бакка» (две четверти) и «бака» (две восьмые), пауза - «ист» (букв. - остановка). В 20 в. применяется точная нотная запись: низкий звук записывается под линией, высокий - над ней. Напр., У. «бум бак» или «бака бум бак ист бака бак» соответственно записываются: В трактатах за наименьшую ритмич. единицу принимается накр (восьмая или шестнадцатая в совр. записи). Разл. комбинации накров образуют ритмич. стопы (подобно сочетаниям слогов, образующих стопы стихотворные). Стопы складываются в давр (букв. - ритмич. круг) - своего рода ритмич. период, который и является определ. видом У. В первооснове У. связаны с метроритмикой песенных мелодий и, следовательно, с поэтич. метрикой, чем определяется сходство построений У. и стихотворных стоп. Самыми простыми являются У. в размерах 2/4, 3/4, 6/8, 4/4. Осн. считается У., который Дарвиш Али называет «старинным», - зарб-ул-кадим: Из него образуется множество вариантов, различающихся по соотношению высоких и низких звуков, а также по ритмич. рисункам. То же касается остальных простых У. Варианты усуля на 2/4, 3/8, 6/8, 3/4. Большей сложностью отличаются У. с переменным размером - 3/8 3/4 или 3/4 3/8 («хромой метр» - «усули ланг»), а также с пяти-, семи- и одиннадцатисложными размерами. В нар. практике часто применяют короткие У. (1-2 такта в совр. записи). При этом У. может: а) в основном совпадать с ритмом мелодии; б) подчёркивать переменность метра; в) выделять синкопу в мелодии; г) образовывать с мелодией полиметрич. и полиритмич. сочетание. Примеры различных соотношений усуля и мелодии. Среди сольных пьес для дойры один из сложных образцов - «Пилла» («Шелкопряд») узб. дойриста Усто Алима Камилова (от него записаны У., изданные в 1952 в сб. «Ритмы дойры»): вариационное развёртывание исходного ритма (смена У. 4/8, 12/8, 6/8, 9/8, 6/8) и повторения отыгрыша складываются в рондообразную форму. Чаще сольные пьесы представляют собой более простую последовательность неск. танц. У. Танцевальные ритмы «Ораз» (запись Е. Е. Романовской). Организующая роль У. особенно значительна в важнейшем жанре проф. музыки - макоме. Тадж. и узб. макомы, складывающиеся в большие 6-частные циклы - шашмаком, выделяются среди подобных произведений др. вост. народов тщательно разработанной ритмикой. Принцип ритмич. организации макома - образование разнообразных рисунков путём комбинирования ограниченного числа простейших исходных элементов - можно сравнить с орнаментами архитектурных памятников Самарканда и Бухары. Ю. Н. Плахов установил 5 исходных ритмич. элементов, из которых образованы У. всех инстр. частей шашмакома: Из них комбинируются 12 разл. полутактов, лежащих в основе «ритмотактов» и двутактных «ритмоблоков». Систему ритмич. соподчинения завершают «ритмич. периоды» из 2 или неск. двутактов. Протяжённость У. может доходить до 24 тактов. Теоретич. исследования вскрывают закономерности, найденные и канонизированные музыкантами-практиками. Формообразующая роль У. в шашмакоме заключается в том, что все 6 макомов, различные по мелодике и интонационно-ладовым особенностям, сходны по метроритмич. организации. Напр., «Мушкилот» (инстр. раздел каждого макома, состоящий из 7-8 частей) основывается на 4 У., идущих в последовательности: Тасниф (У. из 2 или 4 тактов в размере 2/4), Гардун (У. из 1 такта, размер 2/4 3/4 3/4), Мухаммас (У. из 16 тактов, размер 2/4), Сакиль (У. из 24 тактов, размер 2/4; см. пример ниже). Неустойчивый ритм Гардуна (букв. - превратности судьбы) имеет до нек-рой степени программное значение. Усули инструментальных частей макомов. В вок. разделе макомов («Наср») преобладают сложные У., что определяется квантитативными метрами аруза - вида стихосложения, распространённого в классич. вост. поэзии. В муз. быту Таджикистана и Узбекистана У. сохраняет значение. Старинные традиции женской ансамблевой игры на дафе (разновидность бубна) обнаружены в горных областях Памира. Сложный У. солирующего инструмента сочетается с более простыми ритмами остальных (см. пример ниже и в колонке 747 - его продолжение). Памирская праздничная пьеса (запись Ф. М. Кароматова). У. дафа и дойры сопровождают нар. песни на стихи классиков вост. поэзии. Ритмы дойры оказывают влияние и на творчество совр. композиторов Ср. Азии (вок.-симф. поэма «Тановар» А. Ф. Козловского; «Народные песни» для хора a cappella Бурханова; токката из сюиты для органа Мушеля). Лит: Акбаров И. A., Ритмы дойры. Сб. записей узбекских усулей, Таш., 1952; Джами A., Трактат о музыке, пер. с перс., Таш., 1960; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962; Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка. Наследие, Таш., 1972; его же, К истории инструментальных ансамблей в Узбекистане, в кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР, М., 1973; Бочкарева О., О ритмике узбекской народной инструментальной музыки, в кн.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; Гафурбеков Т., К истории изучения музыкального творчества в Средней Азии, в кн.: Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973; Садоков Р. Л., Среднеазиатские ансамбли, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973; Pлахов Ю., К вопросу о ритмической организации инструментальных частей Шашмакома, в кн.: Вопросы истории и теории узбекской советской музыки, Таш., 1976; Вызго Т. С., Инструментальный состав Шашмакома и традиции ансамблевого исполнительства на Среднем Востоке, в кн.: Макомы, мугамы и современное композиторское творчество, Таш., 1978; Кароматов Ф., Нурджанов Н., Музыкальное искусство Памира, М., 1978; Соломонова Т. Е., Вопросы ритма в узбекском песенном наследии, Таш., 1978. Е. М. Фраёнова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
УС..

ТОСТИ

ТОЧКА

ТРАНЕ

ТРЕЛЬ

ТРОПЫ

ТРУБА

ТУБИН

ТУМЫР

ТУОНГ

ТУТЕК

ТУЧЧИ

ТЫЛИК

ТЮЗЮН

ТЮЛИН

УЗЛЯУ

УИСАР

УНГЕР

УРБАН

УРБАХ

ФАВАР

ФАГОТ

ФАЙЕР

ФАЙЗИ

ФАЛИК

ФАЛЛЬ

ФАЛЬЯ

ФАЧЧО

ФЕЙХТ

ФЕОНА

ФЕТИС

ФИБИХ

ФИЛЬЦ

ФИНАЛ

ФИНКЕ

ФИННИ

ФИШЕР

ФЛАКС

ФЛАШО

ФЛИЕР

Музыкальный словарь ver16