на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВАГНЕР-РЕГЕНИ (Wagner-Regeny) Рудольф (28 VIII 1903, Регин, уезд Муреш, Румыния - 18 IX 1969, Берлин) - немецкий композитор (ГДР). Чл. Нем. академии искусств (с 1959). Учился композиции в консерваториях: у Р. Тейхмюллера в Лейпциге (с 1919), у Э. Резничека, Р. Крассельта и Ф. Шрекера в Берлине (1920-23). В 1923-25 ассистент дирижёра «Народной оперы» в Берлине. В 1926-29 работал как композитор и дирижёр в балетной труппе под рук. Р. Лабана, гастролировал с нею по Германии, Швейцарии, Голландии и Австрии. С 1930 сотрудничал с театр. художником К. Неэром, который участвовал в пост. его муз.-сценич. произв. и стал его постоянным либреттистом. С 1947 директор Гос. высшей школы музыки в Ростоке, с 1950 профессор Высшей школы музыки и Нем. академии искусств в Берлине. Удостоен пр. нар. театра в Ростоке (1963). В.-Р. - автор опер, орк. и камерно-инстр. произв. Известность принесла В.-Р. опера «Фаворит». Здесь и в др. операх он стремился к лаконичным формам, ясности и наглядности муз. образов. В более поздних инстр. произв. - «Мифологических фигурах» («Mythologische Figurinen») для оркестра (1951), в «Трёх пьесах для оркестра» («Drei Orchestersätze», 1952), в струн. трио (1951) и фп. сонатах он пытался применить серийную технику и метод «переменных метров», заимствованный у Б. Блахера, не нарушая преобладающей тональной основы музыкального языка. Национальная премия ГДР (1955).
Соч.: оперы - Сганарель (Sganarelle oder der Schein trügt, по Мольеру, 1923; 2-я ред. Эссен, 1929), Мошопулус (1928, Гера), Голый король (Der nackte Кцnig, одноактная, пo X. К. Андерсену, 1928, Гера); комич. опера Басня о блаженном мяснике (Die Fabel vom seligen Schlächtermeister, 1932), Фаворит, или Последние дни великого господина Фабиано (Der Günstling, oder Die letzten Tage des groβen Herrn Fabiano, 1935, Дрезден), Горожане из Кале (Die Bürger von Calais, 1939, Берлин), Иоганна Балк (1941, Вена), Прометей (1 д., сценич. оратория, 1959, Кассель), Фалунские рудники (Das Bergwerk von Falun, 1961, Зальцбург); для голоса с орк. - вок.-инстр. кантаты Cantica Davidi Regis, лат. псалмы для детского хора, басов и малого орк. (1955), Моим соотечественникам (An meine Landsleute, для трёхголосного хора, 1955), Генезис (для меццо-сопр., смеш. хора и малого орк., 1956); симф., камерн. произв., соч. для фп.; песни на сл. Б. Брехта, P.M. Рильке, обр. нар. песен; музыка для драм. театра и кино (в т.ч. к спектаклю «Сон в летнюю ночь, 1934). Лит. соч.: Begegnungen, В., 1968.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ВА..

ХЕЛЬМЕСБЕРГЕР

ХОДЖА-ЭЙНАТОВ

ХОМОВОЕ ПЕНИЕ

ЧЕРНОМОРДИКОВ

ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД

ЭРВЕЛУА ДЕ КЭ

ЭРДМАНСДЁРФЕР

ЭРИУГЕНА СКОТ

Музыкальный словарь ver16