на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕЙНГАРТНЕР, Вайнгартнер (Weingartner), Феликс фон (2 VI 1863, Задар, Хорватия - 7 V 1942, Винтертур) - немецкий дирижёр, композитор и муз. писатель. По нац. австриец. Учился композиции у В. А. Реми в Граце (1873-81), у Г. Цопфа (композиция) и О. Пауля (фп.) в консерватории в Лейпциге (1881-83); совершенствовался у Ф. Листа (1883) в Веймаре, где (по его рекомендации) была пост. опера В. «Сакунтала» (1884). Работал как оперный и конц. дирижёр в Клнигсберге, Данциге, Гамбурге, Mангейме (1884-91) и в Берлине (1891-98), рук. симф. оркестром Р. Кайма («Кайм-концерты») в Мюнхене (1898-03). В 1908-11 директор Венской оперы (преемник Г. Малера) и рук. симф. концертов филармонии (до 1927). После работы в Гамбурге (1912-14, Гор. театр) и Дармштадте (1914-19; генерал-музик-директор) вернулся в Вену, где стал директором Нар. оперы (1919-24). Гастролировал за рубежом. В 1926 выступал в СССР. В 1927-33 рук. консерватории и дирижёр в Базеле. В 1935-36 рук. Гос. оперы в Вене. В. - один из крупнейших представителей немецкий дирижёрской школы; наряду с X. Рихтером, Ф. Мотлем, Г. Малером и А. Никишем входил в т.н. «послевагнеровскую пятёрку». Его искусство, в основе которого лежало стремление к стилистически чуткому, точному воспроизведению авторского текста, отличалось классич. законченностью, внешней сдержанностью, сильно выраженным волевым началом, отчётливостью фразировки, преобладанием интеллектуального подхода к исп. над непосредственной эмоциональностью. Славился как интерпретатор произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, А. П. Бородина. Автор 8 опер (гл. обр. на собств. либр.), 7 симфоний, симф. поэм, увертюр, скрипич. концертов, камерных произв., фп. сочинений и обр. для оркестра и др. В. - один из ред. полного собр. сочинений Г. Берлиоза (выходило с 1899) и Й. Гайдна (с 1907), произв. Шуберта. Лит. соч.: Die Lehre von der Wiedergeburt und das musikalische Drama, Кiel-Lpz., 1895; Ьber das Dirigieren, В., 1895, Lpz., 1913 (в рус. пер. - О дирижировании, Л., 1927); Bayreuth. 1876-1896, Lpz., 1896, 1904; Die Symphonie nach Beethoven, В., 1897, 1926; Ratschläge für Aufführungen klassischer Symphonien, Bd 1-3, Lpz., 1906-23 (в рус. пер. - Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам, т. 1, М., 1965); Akkorde, Gesammelte Aufsätze, Lpz., 1912; Tagebuch. Eine Кьnstlerfahrt nach Südamerika…, W. - Lpz., 1921; Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Lpz., 1923-29, 1928-29; Unwirkliches und Wirkliches, W., 1936.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь