на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕПРИК Александр Моисеевич [11 (23) VI 1899, Балта, ныне Одесской обл. - 13 X 1958, Москва] - советский композитор, музыковед и педагог. Обучался композиции у А. М. Житомирского в Петрогр. консерватории (1918-21) и Н. Я. Мясковского в Моск. консерватории (1921-23). В 1923-43 преподавал инструментовку в Моск. консерватории (с 1930 профессор; в 1938-42 зав. кафедрой инструментовки). Совмещал педагогич. и творч. деятельность с муз.-обществ. и просветительской; участвовал в реорганизации муз. образования, был чл. редколлегии сборников «Мелос» (1917, 1918) и журн. «Музыкальное образование» (1925-29), работал в Музо Наркомпроса в Петрограде и был научным сотрудником Главпрофобра с 1925, с 1929 - ГАХНа, в 1930-32 действит. чл. ГАХНа и ГАИСа. В 1927 был послан для ознакомления с постановкой муз. образования в Австрию, Германию, Францию, где встречался с П. Хиндемитом, А. Шёнбергом, М. Равелем и А. Онеггером. Работал в Киргизии (1940). В. создал произв. разных жанров, наиболее значительные - в симфоническом. Творчеству В. свойственны эмоциональная напряжённость, нац. характерный тематизм (еврейский, отличающийся яркой орнаментальностью, а также украинский и киргизский), высокое мастерство оркестровки, культура формы, тенденция к миниатюризму, оригинальное претворение традиций А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Наряду с А. А. Крейном, М. Ф. Гнесиным и М. А. Мильнером был видным мастером евр. музыки («Кадиш» - вокализ для голоса и фп., «Еврейские песни» - 2 на нар. тексты, 2 на сл. И. Фефера и И. Харика; все - 1926). Многое в творчестве В. роднит его с Б. Бартоком («5 маленьких пьес для симф. орк.» и др.). В теоретич. трудах и педагогич. практике В. показал зависимость орк. тембров и принципов орк. письма от особенностей муз. стиля и конкретных образных задач; в «Очерках…» дал характеристику развития орк. стилей от И. С. Баха до Д. Д. Шостаковича. Автор статей о С. С. Прокофьеве, Шёнберге, Хиндемите, Э. Кшенеке, Бартоке и др. (в журн. «Музыкальное образование», «Музыка и революция», «Пролетарский музыкант», «СМ»).
Соч.: опера - Токтогул (1940, Фрунзе; 2-я опера того же назв., совм. с А. Малдыбаевым, соч. 1949); для орк. и хора - Проклятие фашизму (1944), Народ-герой (1955); для оrк. - 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932) и Песня ликования (1935, обе во 2-й ред. - 1958), 5 маленьких пьес для симф. оркестра (1930, 2-я ред. - 1957), сюита из оперы Токтогул (1942, 2-я ред. - 1958), Пастораль (1946; 2-я ред. - 1958), 2 поэмы (1957), Импровизация (1958); камерн. ансамбли - сюита для скрипки и фп. (1925), Рапсодия для альта и фп.(1926); для фп. - 3 сонаты (1922, 1924, 1928); пьесы для разл. инстр.; песни и романсы; музыка к кинофильму «Последняя ночь» (1936). Лит. соч.: К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки, М., 1931; Трактовка инструментов оркестра, М., 1948, 1961; Очерки по вопросам оркестровых стилей, М., 1961.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь