на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕРАЧИНИ (Veracini), итал. музыканты. 1) Антoнио В. (17 I 1659, по др. данным 1650, Флоренция - 26 X 1733, там же) - скрипач и композитор. Придв. музыкант великой горцогини Виктории Тосканской. Автор сб. трио-сонат ор. 1 (1692), церк. сонат для скр. и баса оp. 2 [б. г.], камерных сонат для 2 скр. и баса ор. 3 (1696). 2) Франческо Мария В. (1 II 1690, Флоренция - по уточнённым данным, 31 X 1768, там же) - скрипач и композитор. Племянник и ученик Антонио В. По композиции занимался у Дж. М. Казини и Ф. Гаспарини. В 1714 с успехом дебютировал в Венеции. Совершил турне по европ. странам. Выступал в Лондоне (1715-17), был камер-виртуозом в Дрездене (1720-23), служил у графа Кинского в Праге, в 1736-45 жил в Лондоне, где были поставлены некоторые из его опер. В. - один из крупнейших итал. скрипачей 1-й пол. 18 в. Его игра отличалась необыкновенной певучестью, виртуозным блеском. Как композитор обладал самобытным творч. дарованием, создал произв., относящиеся к лучшим образцам итал. скрипичной музыки 18 в. В своих скрипичных сонатах и концертах выступал как предвестник романтизма. Для его произв. характерны колоритность письма, звуковая изобразительность (напр., «Соната с почтовым рожком»), стремление к новой динамике. Написал теоретич. трактат, оставшийся в рукописи (хранится в б-ке консерватории Керубини во Флоренции).
Соч.: оперы - Адриан в Сирии (1735, театр Порпора, Лондон), Милосердие Тита (La Clemenza di Tito, 1737, там же), Партенио (1738, там же), Розалинда (1744, там же), Ошибка Соломона (L'Errore di Salomone, 1744, там же); оратории, кантаты; для скр. - сб. сонат с басом ор. 1 (1714) и ор. 2 (1721, 1744), скр. концерты и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь