на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - сила, доблесть, талант) - музыкант-исполнитель (а также вообще всякий артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В более точном смысле слова: артист, доблестно (т.е. смело, отважно) преодолевающий технич. трудности. Совр. смысл термин «В.» приобрёл лишь в 18 в. В 17 в. в Италии В. называли выдающегося артиста или учёного, в конце того же века - музыканта-профессионала, в отличие от любителя, позднее - музыканта-исполнителя, в отличие от композитора. Однако, как правило, в 17- 18 вв., отчасти ив 19 в. крупнейшие В. были одновременно и великими композиторами (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист и др.). Иск-во исполнителя-В. неразрывно связано с артистич. воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. виртуозничества, при котором художеств. ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже приносится в жертву технич. мастерству игры. Виртуозничество развивалось параллельно с виртуозностью. В 17-18 вв. оно нашло яркое выражение в итал. опере (певцы-кастраты). В 19 в., в связи с развитием романтич. искусства, виртуозное исполнит. мастерство достигло своего апогея; в это же время значит. место в муз. жизни заняло и виртуозничество, вылившееся в салонно-виртуозное направление. В это время оно особенно проявилось в области фп. исполнительства. Исполняемые произв. нередко бесцеремонно переделывались, искажались, уснащались эффектными пассажами, позволявшими пианисту блеснуть беглостью пальцев, громоподобными тремоло, бравурными октавами и т.п. Возникла даже особая разновидность муз. литературы - пьесы салонно-виртуозного характера, малоценные в художеств. отношении, предназначенные лишь для демонстрации техники игры сочиняющего эти пьесы исполнителя («Морской бой», «Битва при Жемаппе», «Разорение Москвы» Штейбельта, «Сумасшедший» Калькбреннера, «Пробуждение льва» Ан. Контского, «Бабочки» и транскрипции Розенталя и др.). Развращающее влияние, оказываемое виртуозничеством на вкусы общества, вызывало естеств. возмущение и резкие протесты со стороны серьёзных музыкантов (Э. Т. А. Гофман, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов), порождало в них недоверчивое отношение к виртуозности как таковой: слово В. они употребляли в иронич. плане, истолковывая его как порицание. По отношению к большим артистам они обычно применяли термин «В.» лишь в соединении с эпитетом «истинный». Классич. образцы подлинной виртуозности - игра Н. Паганини, Ф. Листа (в пору зрелости); истинными В. должны быть признаны и многие выдающиеся исполнители последующего времени.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь