на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЛАДИГЕРОВ Панчо (р. l III 1899, Цюрих) - болгарский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Нар. арт. НРБ (1949). Начал заниматься музыкой с 6 лет; учился у X. Визнера (фп.), Д. Христова (теория музыки) в частном уч-ще в Софии (1910-12); у П. Юона (композиция) и Г. Барта (фп.) - в Высшей школе музыки (1912-15), совершенствовался у Ф. Гернсхайма и Г. Шумана (композиция) и Л. Крейцера (фп.) в Нем. академии искусств в Берлине (1915-18). В 1920-32 композитор и дирижёр Нем. театра в Берлине (написал музыку к спектаклям «Цезарь и Клеопатра» Шоу, «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь» и «Как вам это понравится» Шекспира, «Танец мёртвых» Стриндберга и др.). С 1932 вёл классы фп. и камерн. ансамбля, с 1944 проф. композиции Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников: П. Хаджиев, А. Райчев, К. Илиев, Л. Николов, В. Казанджиев, А. Владигеров, П. Стоянов и мн. др. В композиторском творчестве В. широко обращается к болг. муз. фольклору. Темы нар. песен использует в опере, балетах, симф. и инстр. произв. В сочинениях раннего периода (до 1922) специфич. нац. мелодика воплощается с помощью традиц. романтич. средств выразительности; в зрелых произв. нац. песенная и танц. основа органически сочетается с высокой композиторской техникой, совр. приёмами письма. Новые программно-тематич. искания В. связаны с жизнью послевоен. Болгарии («Девятое сентября», «Майская симфония», «Драматическая поэма», а также массовые и сольные песни 1950-60-х гг.). Для музыки В. характерны романтич. приподнятость образов, яркая эмоциональность, утончённость гармонии, богатство орк. красок, завершённость формы; доминируют светлые образы, картины природы, бытовые сцены. В.- основоположник ряда новых для болг. музыки жанров: инстр. концерта, сонаты, фп. трио, фп. пьес. Димитровская пр. (1950, 1953).
Соч.: опера - Царь Калоян (Цар Калоян, 1936); балет - Легенда об озере (Легенда за езерото.соч. 1946, пост. 1962); для орк. - 2 симфонии (ор. 33, 1939, No 2, для струн. орк., ор. 44, 1949), Героич. увертюра Девятое сентября (Девети септември, ор. 45, 1949), 7 симф. болгарских танцев (ор. 23, 1931), рапсодия Вардар (ор. 16, 1922, 1-я ред. для скрипки с фп.), 4 румынских танца (ор. 38, 1942), Болгарская сюита (1927), Еврейская поэма (ор. 47, 1951), Импровизация и токката, Песня мира (1958) и др., концерты (с орк.) - для фп. (5 - 1918, 1930, 1937, 1953, 1962), для скр. (1921), конц. фантазия для влч. с орк. (1941); камер. Ансамбли - струн. квартет (1940), фп. трио (1916), соната для скр. и фп. (1914); для фп. - циклы Эпизоды и Акварели, 6 экзотич. прелюдий и мн. др. пьесы; песни, романсы, обр. нар. песен; музыка для драм. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь