на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЫСОТА ЗВУКА - одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё - чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Восприятие В. з. зависит от физиологич. особенностей органа слуха. Для ясного восприятия высоты звук должен иметь гармонический или близкий к нему спектр (обертоны должны располагаться по т.н. натуральному звукоряду) и минимум шумовых призвуков; при отсутствии гармоничности (в звуках ксилофона, колоколов и др.) или при шумовом спектре (барабаны, там-там и т.п.) В. з. становится менее ясной или совсем не воспринимается. Звук должен быть достаточно продолжительным - в среднем регистре, напр., не короче 0,015 сек. На восприятие В. з. влияют также громкость звука, наличие или отсутствие вибрато, атака звука (форма динамич. изменений начала звука) и др. факторы. В муз. психологии отмечают две стороны звуковысотного восприятия: интервальную, связанную с отношениями частот звуков, и тембровую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука - просветлением при повышении и потемнением при понижении. Интервальный компонент воспринимается в пределах от 16 гц (С2) и до 4000-4500 гц (примерно с5 - d5), тембровый - от 16 гц до 18 000-19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук. Чувствительность слуха к небольшим изменениям В. з., характеризуемая порогом различения В. з., наиболее высока в диапазоне малая - 3-я октава; в крайних регистрах звуковысотная чувствительность снижается. По особенностям восприятия В. з. различают несколько типов звуковысотного слуха (см. Слух музыкальный): абсолютный (в т.ч. - тональный), относительный, или интервальный, а также интонационный. Как показали исследования сов. муз. акустика Н. А. Гарбузова, звуковысотный слух обладает зонной природой (см. Зона). В муз. практике В. з. обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками (см. Алфавит музыкальный), в акустике измеряется в герцах (число колебаний в сек.); в качестве мельчайшей единицы измерения В. з. применяется цент (сотая часть темперированного полутона).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь