на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗАБЕЛА (по мужу - Врубель) Надежда Ивановна [20 III (1 IV) 1868, Каунас - 21 VI (4 VII) 1913, Петербург] - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию, пению обучалась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечека. Впервые выступила в спектакле студентов консерватории в 1891, исполнив партию Леоноры в опере «Фиделио». Совершенствовалась у М. Маркези в Париже, где выступала в концертах с А. Г. Рубинштейном. По возвращении работала в оперных театрах - в Киеве (в труппе И. Я. Сетова), Тбилиси, Харькове. Сезон 1895-96 пела в Петерб. частной опере С. П. Соколова, где с успехом исполнила партию Гретель в опере «Гензель и Гретель» Хумпердинка (первая пост. на рус. сцене). Расцвет творч. деятельности З. связан с её выступлениями на сцене Моск. частной оперы С. И. Мамонтова (1897-1902). Здесь З. создала глубоко поэтич., волнующие муз.-сценич. образы во мн. рус. и зарубежных операх. Особенно близки ей были героини опер Н. А. Римского-Корсакова: Ольга («Псковитянка»), Панночка («Майская ночь»), Снегурочка, Волхова. С самим композитором, высоко ценившим дарование З., певицу связывала долгая творч. дружба. З. была первой исполнительницей партий Веры («Боярыня Вера Шелога»), Марфы («Царская невеста»), Царевны-Лебедь; царевны Ненаглядной Красы («Кащей бессмертный»), написанных композитором в расчёте на её голос и яркую артистич. индивидуальность. В 1904-11 работала в труппе Мариинского театра, но выступала в спектаклях редко (из-за болезни мужа, художника М. А. Врубеля, и смерти сына). Последние неск. лет жизни выступала в концертах. Исполняла произв. русский композиторов, в основном Римского-Корсакова, который посвятил ей романсы «Ещё я полн, о друг мой милый» и «Нимфа». Голос З. отличался красивым серебристым тембром, лирич. мягкостью, эмоцион. насыщенностью. Артистка обладала безупречным чувством стиля, исключит. музыкальностью, тонким вкусом. Среди партий: Антонида; Горислава («Руслан и Людмила»), Иоланта, Татьяна; Мария («Мазепа»), Маша («Дубровский»), Тамара, Мими; Недда («Паяцы»), Маргарита; Джульетта («Ромео и Джульетта»), Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»), Дездемона, Виолетта, Микаэла и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь