на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕПРИЗА - реприза, в которой тематич. материал 1-й части воспроизводится в обратном (как бы отражённом в зеркале) порядке. Чаще всего З. р. применяется в сонатной форме. В таких сонатных allegri реприза начинается с побочной партии, и лишь после неё излагается главная (В. А. Моцарт, Соната для фп. D-dur, К.-V. 311, ч. 1; Н. Я. Мясковский, Симфония No 5, ч. 1; Д. Д. Шостакович, Трио для фп., скрипки и влч., финал). З. р. возможна и в сложной трёхчастной форме. В этом случае простой двухчастной форме 1-й части AB отвечает обратное соотношение материала ВА в репризе (Ф. Шуберт, песня «Приют»). Сложная трёхчастная форма с З. р. (схема AB с1 ВА) близка концентрической форме. Приближается к концентрич. форме и сонатная форма с З. р. и эпизодом вместо разработки (Р. Вагнер, увертюра к опере «Тангейзер», где концентричность формы усилена общим обрамлением сонатной части произв. хоральными вступлением и заключением).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь