на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕХОСЛОВАКИИ МУЗЫКА. Ч. м., сформировавшаяся на основе муз. традиций Чехии и Словакии (см. Чешская музыка, Словацкая музыка), начала интенсивно развиваться с 1918, после образования самостоятельного Чехосл. гос-ва. Были созданы: Слов. нац. театр в Братиславе (1919), "Пражский квартет" (1920) и Чеш. нонет в Праге (1924), Школа мастерства при Пражской конс. (1920) и Муз. школа в Братиславе (1919; с 1927 - Муз. и драм. академия, с 1941 - Гос. конс.), Об-во совр. музыки в Праге (1920; в 1924 вошло в общество "Современность"), "Умелецка беседа словенска" в Братиславе (1928). В 1920 - 30-х гг. наряду с представителями старшего поколения, опиравшимися на общеевроп. классич. и нац. традиции (Л. Яначек, И. Б. Фёрстер, В. Новак, И. Сук), активно работали композиторы, стремившиеся к обновлению выразит, средств на основе глубокого претворения творч. завоеваний франц. "Шестёрки", И. Ф. Стравинского и др. (Б. Мартину, П. Боржковец, И. Крейчи, Я. Ежек, Ф. Бартош, сотрудничавшие с группой художников "Манес"). Др. направление, находившееся под влиянием экспрессионизма, возглавлял А. Хаба, создатель четвертитоновой и др. микрохроматич. систем (опера "Мать", кам. -инстр. соч.). Среди композиторов слов, школы (одним из основоположников которой в кон. 19 в. был Я. Л. Белла) выделяются А. Мойзес, Э. Сухонь, Я. Циккер и др. В 1930-х гг. развёртывается деятельность культурно-массовых орг-ций, связанных с рабочим и коммунистич. движением: муз. секции Союза чехосл. рабочих-любителей театра (основатель И. Станислав), "Пролетсцены" (муз. рук. В. Неедлы), агитгрупп ("Эль Кара", "Арагон" и др. в Чехии, "Динамо" в Словакии) и др. Чеш. и слов, композиторы обращаются к актуальной обществ. -социальной проблематике (кантаты "Коммунистический манифест" Шульгофа и "Демонтаж" Мойзеса; опера "Ткачи", 2-я и 3-я симф. Неедлы; "Балладная сюита" и "Псалом земли подкарпатской" Сухоня и др.). значит. место в творчестве мн. композиторов занял жанр массовой песни (Я. Теклый, В. Неедлы, Э. Ф. Бури-ан, И. Станислав и др.). Возрос интерес к сов. культуре в связи с гастролями в 1930-х гг. сов. музыкантов (С. С. Прокофьев, Государственный академический русский хор Союза ССР под рук. А. В. Свешникова, Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А. В. Александрова). В репертуар чехосл. театров включались рус. классич. и сов. муз. -сценич. произв. ("Леди Макбет Мцеиского уезда" Шостаковича в Братиславе, "Ромео и Джульетта" Прокофьева в Брно). Оккупация Чехии и Моравии фаш. Германией (1938 - 39) вызвала к жизни много соч. антифаш. характера, в которых использовалась муз. символика (цитаты из гуситских и патриотич. песен), - хоральная фантазия "1938" О. Еремиаша, кантата "Не отступайте!" Кабелача, "Святовацлавский триптих" Новака и др. После начала Великой Отечеств. войны 1941 - 45 возникают соч., выражающие веру в победу над фашизмом (симфонии "Красноармейская" Станислава, "Сталинградская" Доубравы, "Майская" Новака и др.). Комп. Я. Циккер, Т. Андрашован и др. участвовали в Слов. нац. восстании 1944. Циккер написал мелодию позывных Свободного радио, "Марш повстанцев" и др. После окончания войны и установления нар. -демократич. строя в Чехословакии организуется Союз чехосл. композиторов (1949) открывается новый пражский оперный Т-р им. 5-го мая (в 1948 соединён с Нац. театром), создаются новые оперные труппы (в Либереце, Усти-над-Лабой, Кошице и др.), конц. учреждения (Слов, филармония в Братиславе, симф. оркестры в Карлови-Вари, Готвальдове и др. городах), хор. и танц. коллективы (Чехосл. ансамбль нар. песни и танца), широкое распространение получает художеств. самодеятельность. Темы трудового энтузиазма, борьбы за мир представлены в кантатах "Строй родину - укрепишь мир" В. Добиаша и "Я призываю вас, люди" И. Пауэра, в "Увертюре социализма" Буриана и "Симфонии мира" Ш. Юровского, массовых песнях В. Добиаша, И. Станислава, Я. Сайдла, Р. Драйсла, Л. Подештя, Д. Кардоша. значит. произв. в разл. жанрах создали чеш. и слов, композиторы И. Крейчи, И. Пауэр, Я. Доубрава, Э. Сухонь, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Я. Циммер и др. Среди соч. 1960 - нач. 70-х гг., связанных с поисками новых средств выразительности: вок. -орк. радиофреска "Лидице" и стереоконцертино "Крысолов" В. Кучеры, "Ave Maria" Я. Таусингера, симф. поэма "Гептамерон" и хореографич. симфония "Пирр" С. Гавелки, "Гамлетовские вариации" и "Мистерия тишины" для орк. М. Кабелача, кантаты "Освенцим" и "Петь!" И. Зельенки, вок. -инстр. соч. Т. Сальвы, посв. Слов. нац. восстанию ("Элегия" и "Добрый день, мои павшие"). Со 2-й пол. 1970-х гг. в чеш. и слов, музыке наблюдается тенденция к синтезу традиционных и совр. композиционно-выразит. приёмов. В числе композиторов, плодотворно работающих в разл. жанрах: К. Горкий, В. Троян, К. Славицкий, В. Соммер, О. Флосман, О. Маха, И. Матей, И. Богач, П. Эбен, Я. Ф. и Л. Фишеры, О. Ференци, М. Базлик. Регулярно проходят муз. фестивали, в т. ч. международные ("Пражская весна", "Братиславские муз. торжества", джазовый фестиваль в Праге, "Братиславская лира" и др.). Среди чехосл. исполнителей: дирижёры - Я. Кромбголц, В. Нойман, 3. Кошлер, О. Трглик, Л. Пешек, Л. Райтер, Л. Словак, О. Ленард, И. Белоглавек; певцы - М. Подвалова, Б. Блахут, И. Жидек, Р. Асмус, Д. Едличка, М. Тауберова, А. Микова, Н. Книплова, В. Соукупова, Я. Благо, О. Малаховский, Ю. Мартвонь, Э. Китнарова, Г. Бенячкова, М. Хайосёва, М. Чесанёва; пианисты - Ф. Раух, Ф. Максиан, И. Моравец, Я. Паненка, Д. Балогова, М. Карин, Р. Мацудзинский, К. Гавликова, П. Топерцер, М. Лапшанский; клавесинистка - 3. Ружичкова; скрипачи - А. Плоцек, И. Сук, А. Можи, Т. Гашпарек, П. Михалица; виолончелист - М. Садло; органисты - И. Рейнбергер, М. Шлехта. Крупнейшие чехосл. музыковеды: Я. Рацек, К. Янечек, К. Рисингер, Б. Штедронь, В. Лебл, И. Вислоужил, И. Балло, Э. Заварский, И. Кресанек, Л. Бурлас, 3. Новачек, Л. Мокрый, Я. Йиранек и др., фольклористы: О. Эльшек и А. Эльшекова. В ЧССР работают (1988): 14 оперных, 10 балетных и 7 опереточных трупп, 18 симф. и ок. 10 кам. оркестров, множество кам. -инстр. ансамблей разл. составов, в т. ч. Квартет им. Б. Сметаны (1945), Чеш. нонет (1923), Слов, квартет (1945). Среди муз. -пед. учреждений: Академия изящных искусств в Праге, Академия изящных искусств им. Л. Яначека в Брно и Высш. школа изящных искусств в Братиславе, консерватории (ср. уч. заведения) - в Праге, Брно, Братиславе, Остраве, Пльзени, Кошице и Жилине. Музыковедение и музыкальная эстетика изучаются также в университетах, научно-исследовательских институтах (Ин-т теории и истории искусств в Праге, Ин-т искусствознания в Братиславе и др.). В числе периодич. изданий: муз. журн. "Hudebni rozhledy" (с 1948), "Hudebni veda" (с 1964), "Opus musicum" (с 1969), "Hudobny zivot" (с 1969).
Чехосл. музыка. Сб. ст. I, Прага, [1946];Полякова Л. В.,Чеш. и слов, опера XX в., кн. 1 - 2, М., 1978 - 83; Музыка социалистич. Чехословакии. Сб. ст., сост. и ред. В. Егорова, М., 1980; Helfert V., Ceska moderni hudba..., Praha, 1937; его же, Geschichte der Musik in der Tschechoslovakischen Republik, Prag, 1938 (совм. с E. Steinhard); Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Smolka J., Ceska hudba naseho stoleli, Praha, 1961; HruSovsky I., Slovenska hudba v profiloch a rozboroch, Brat., 1964; Ceskoslovenska vlastiveda, dl 9, Umeni, sv. 3, Praha, 1971; Dejiny ceske hudebni kultury, c. 2, Praha, 1981. См. также лит. при статьях Чешская музыка, Словацкая музыка. В. Н. Егорова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь