на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА. До Окт. революции 1917 музыка чеченцев и ингушей бытовала в устной традиции. О древности нац. музыки свидетельствуют памятники устного нар. -поэтич. творчества, в частности нартовский эпос. Многочисл. жанры муз. фольклора разделены в нар. терминологии на 3 большие группы: самостоят. инстр. музыка - ладугIу йиш; инстр. музыка, сопровождающая танцы, шествия, джигитовку и т. п. - халхаран йиш; вок. музыка. Один из самых значит. вок. жанров - илли - песни с текстами, не закреплёнными за определ. напевами (героические, эпические и исторические муж. песни речитативно-декламац. склада). Исполнитель илли - илланча - поёт под аккомпанемент к. -л. инструмента, на котором обычно играет сам. Популярнейший жанр - эшарш - песни с закреплённым текстом (включает лирич. жен. песни, а также совр. песни). В жанре йиш (шуточные, застольные, колыбельные песни) текст полностью или частично импровизируется исполнителями. Нар. песня имеет сольную и хоровую (одноголосную и многоголосную) муж. и жен. традиции исполнительства. Песни (кроме колыбельных и причитаний) исполняются с инстр. сопровождением. В ладовой системе нар. музыки преобладают диатонич. минорные лады без восходящего вводного тона. наиб. распространён дорийский лад с опорой на нетерцовые трезвучия. Типичны большесекундовые последования созвучий и секундовое родство тональностей, многообразные формы ладовой и ладотональной переменности, вследствие которой возникают лады с меняющимися (варьирующимися) ступенями. Неповторимое своеобразие присуще минорному ладу чеч. песен, объединяющему признаки дорийского и фригийского ладов. Осн. тип мелодич. рисунка - после широкого восходящего начального скачка поступенное секвентное нисходящее движение. Ритмика исключительно разнообразна, широко распространены смены метра, типичны чередование равнодлительных метров 6/8 и 3/4, а также обилие синкопиров. фигур и пунктирных ритмов.
Среди нац. инстр.: струнно-щипковый 3-струн. дечиг-пондур (дечиг-пондар, мирза-пондар) и струнно-смычковый 3-струн. адхоку-пондур (атух-пондур), а также вост. или кавказская гармоника (комух, кехат-пондур), баян и аккордеон. Наиб. распространённый ансамбль - зурна в сочетании с двусторонним барабаном (вота, гавал) или бубном (жирга, жиргиа, теп). Среди исполнителей: дечик-пондуристы С. Самбиев, И. Цицкиев, А. Эльмурзаев; гармонисты Е. Ганукаева, У. Димаев. Народная песня "Родной Кавказ". Нотация Л. В. Брайловского и М. М. Бронштейна.
Первая запись чеч. нар. мелодии опубл. И. В. Добровольским в 1818. В 20-х гг. 20 в. появляются публикации А. А. Давиденко, Т. Бейбулатова, Е. А. Колесникова и др. Первые обработки чеч. нар. песен принадлежат Д. И. Аракишвили (1913). После Окт. революции 1917 началось становление и развитие проф. нац. муз. культуры. В 20-х гг. Давиденко написал 30 обработок чеч. нар. мелодий для фп. и "Чеч. сюиту" для хора a cappella. Основоположник нац. комп. школы - Г. X. Мепурнов ("Героич. поэма Чечни" для симф. орк.; "Фантазия на чеч. -ингуш, темы" для орк. нар. инстр.; соч. для фп. и др.). Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внесли Н. С. Речменский, А. М. Халебский, Л. М. Шаргородский, В. И. Ашкенази. Начиная с 60-х гг. появляются соч. нац. композиторов У. А. Бексултанова("Героич. симфония"; концерт для фп. с орк. и др.), А. М. Шахбулатова (вок. -симф. цикл "Из чеч. -ингуш. нар. поэзии"; кантата "Горские песни"; баллады для голоса с фп.), С. У. Димаева (соната для скр. с фп.; вок. цикл "Трудная любовь").
В Чеч. -Ингуш. АССР работают (1988): ансамбль танца "Вайнах" (1939), симф. орк. (1939), филармония (1938), Дом нар. творчества (1938), муз. уч-ще (1936, все - в Грозном), муз. школы.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь