на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭЛЕГИЯ (жалобная песня) - в античной Греции песнь траурного или к.-л. иного содержания в сопр. авлоса, состоящая из т. н. элегич. дистихов. В дальнейшем в Др. Греции и Риме Э. - лирич. песнь-размышление с преобладанием оттенка печали. Как самостоят. муз. жанр известна с 17 в. (в т. ч. траурные вок. элегии Г. Пёрселла). В кон. 18 - нач. 20 вв. в рус. музыке распространена вок. Э., обычно связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски ("Не искушай меня без нужды" М. И. Глинки, "Для берегов отчизны дальней" А. П. Бородина, "Когда, кружась, осенние листы" С. И. Танеева, мн. романсы Н. Я. Мясковского и др.). С сер. 19 в. развивается инстр. Э. (у Ф. Листа, Э. Грига, Г. Форе и др.), обращение к которой становится характерным для рус. композиторов (Э. из 3-й орк. сюиты, из "Серенады для струн. орк." Чайковского, Э. для фп., "Элегическое трио" Рахманинова, Соната-Э. для фп. Метнера и др.). В 20 в. инструментальные Э. созданы И. Ф. Стравинским, Б. Бартоком, Э. Кшенеком. Особой известностью пользуется элегия Ж. Массне.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь