на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. - чувствующий, чувственный) - музыковедческая дисциплина, изучающая музыку как специфич. вид искусства, что предполагает анализ диалектич. соотношения общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художеств. творчества и конкретных закономерностей муз. искусства. Э. м. связана с философской эстетикой и опое ре дует её методологии, влияние на разл. отрасли музыковедения. В антич. науке о музыке Э. м. вбирала в себя как общие, так и конкретные проблемы теории музыки. По мере обретения самостоятельности частными областями музыкознання Э. м. также выделяется в самостоят. направление исследований (начиная с эпохи Возрождения). Однако лишь в 19 в. Э. м. осознаётся как особая сфера муз. науки. Сам термин "Э. м." был применён впервые К. Ф. Д. Шубартом (1784). В процессе историч. формирования Э. м. как науки в ней ставились разл. проблемы, складывались определ. традиции. Вопрос о соотношении универсальных законов бытия и закономерностей музыки восходит к мифология, представлениям человечества. Он формулируется в пифагорейско-платоновской онтологии числа и меры, согласно которой законы космоса ("мировой музыки") определяли и отношения между муз. звуками, а сама музыка воспринималась как подобие мира (см. рис. в ст. Гептахорд). Эта традиция, продолженная Боэцием, Якобом Льежским и др., удерживается вплоть до 19 в. (Ф. В. Шеллинг, Новалис), воспроизводится и в 20 в. (Э. Мак-Клайн, Р. Штейнер и др.). На основе материалистич. диалектики вопрос о соотношении универсальных и муз. законов решается в рамках учения об общих закономерностях социального развития и ленинской теории отражения. Муз. искусство имеет процессуальный характер, и этим обусловливается проявление в нём общих диалектич. законов движения. Проблемы специфики муз. деятельности, её предметного воплощения в муз. произведении получают первонач. разработку в эпоху Возрождения (И. Тинкторис, Н. Листений). В 19 в. подчёркивалась завершённость муз. произв. как художеств. -автономной структуры. Противоречие между однозначной фиксированностью авторской мысли в нотном тексте и множественностью её исполнит. прочтений и слушательских толкований обусловило в 20 в. постановку вопроса о способе существования муз. произв. (Р. Ингарден). Ряд исследователей разрабатывает проблему бытия музыки на диалектич. основе. Муз. произв. рассматривается с точки зрения его внутр. завершённости и одноврем. открытости для разл. интерпретаторских и слушательских трактовок. Указывается на историчность феномена завершённого произв., связанного с классич. идеалом композиции (3. Лисса, К. Дальхауэ, X. Г. Эггебрехт, Е. В. Назайкинский). Учение об этосе музыки возникло в античности (Дамон), позднее превратилось под влиянием риторики в аффектов теорию и далее - в концепцию выразительно-эмоц. сущности музыки, отличающей музыку от изобразит, искусств. В 19 в. эта концепция представлена т. н. эстетикой чувства (А. В. Амброс и др.), на рубеже 19 - 20 вв. она перерождается в герменевтику музыкальную (Г. Кречмар) и получает отражение в трудах ряда учёных (Л. Мейер, Д. Кук и др.). В сер. 19 в. Э. Ганслик полемизировал с "эстетикой чувства" и акцентировал собственно муз. содержание мыслей и идей, передаваемых музыкой. Также и др. музыковеды 19 в. под "идеей" подразумевали в равной мере художеств. образ сочинения и его исходный мотивно-тематич. комплекс, т. е. собственно муз. мысль, которой должна соответствовать строящаяся на основе данного тематич. материала форма (А. Б. Маркс). Проблема ценности музыки (этич. и эстетич.) связывалась в антич. мысли с нормативными структурами ладов, ритмов, отражающими иерархию этич. качеств человека и космич. гармонию. Нормативный взгляд на муз. ценность сохранялся ещё в эстетике 19 в., хотя начиная с эпохи Возрождения подчёркивалось значение авторской изобретательности, самоценной художеств. фантазии. В 20 в. художеств. ценность изучается в аспекте диалектики нормативного и индивидуализированного (3. Лисса). При этом за рубежом особое значение приобретает исследование "тривиальной музыки" (К. Дальхауз, Т. Кнайф и др.), феномена эпигонства. В отечеств. науке проблемы муз. ценности ставились Б. В. Асафьевым. Оживление интереса к ней в кон. 1970-х гг. ведёт к детальной проработке следующих общих представлений. Предпосылками муз. -художеств. ценности являются: опора произв. на социально-значимые интонации; высокий уровень творч. мышления композитора, развивающего органичный стиль музыкальный; способность произв. стимулировать самосознание, идейно-творч. потенциал слушателей (см. Народность искусства); глубокое воплощение в художеств. образе правды действительности (см. Реализм). Ценность музыки отражается и интерпретируется в оценках критики музыкальной. Понимание музыки и др. искусств как подражания (mimesis, imitatio) человеческим состояниям или воспринимаемым слухом событиям внешнего мира зародилось в антич. философии. Эта традиция привела в Э. м. 19 в. к обоснованию программной музыки (Г. Берлиоз, Р. Шуман), позднее - к поискам скрытой лит. программы во всяком муз. произв. (А. Шеринг). В эстетике Г. В. Ф. Гегеля понимание музыки как "подражания" действительности сменилось признанием универсальности и обобщённости муз. содержания. А. Шопенгауэр видел в специфичной для музыки процессуальности аналог стоящей за явлениями "мировой воли". Развивая эту теорию, западные философы и музыковеды 20 в. (Э. Кассирер, С. Лангер, М. Мила и др.) трактовали динамич. качества музыки как символы сознания. Др. линия истолкования муз. процессуальности - психология, энергетизм Э. - Курта. Переосмыслив эту интерпретацию, Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев рассматривали временное развёртывание музыки как процесс интонирования (см. Интонация). Учение об историч. эволюции муз. искусства формируется в эпоху Возрождения, ознаменованную ростом историч. сознания в целом. Само понятие "история музыки" впервые появилось у С. Кальвизия (1600). Характерная для Э. м. 17 - 18 вв. схема истории музыки противопоставляла прошлому муз. искусства как не имеющему самостоят. ценности современность как "расцвет" музыки. Историч. интерес к прошлому как самоценному явлению впервые ярко проявился у И. Г. Гердера. Развитие обществ. сознания в 19 в. привело к пониманию истории музыки как процесса, связанного с общей историей, но самобытно-значимого на всех своих стадиях. В кон. 19 в. муз. историология (теория истории) подпадает под влияние т. н. философии жизни. История музыки трактуется в биологическивитальном ключе как смена жизненных циклов отд. "организмов" - муз. стилей и нац. муз. культур (В. Данкерт). Музыковеды-феноменологи (X. Мерсман, Л. Дорнер) рассматривают муз. стили как стадии саморазвития идеальной сущности музыки. К отрицанию единого процесса эволюции музыки тяготеет совр. муз. герменевтика. Социальные детерминанты муз. истории исследуются в западной социологии музыки (М. Вебер, Т. Адорно). С точки зрения марксистско-ленинской Э. м. история музыки - единый по своим закономерностям и многообразный по проявлениям процесс, генетически и логически связанный с общими законами материальной практики и мышления, с законами социально-историч. развития, имеющий в то же время относительную самостоятельность. Социологич. аспекты истории музыки в отечеств, музыкознании изучаются параллельно с решением конкретных проблем совр. бытования музыки разл. жанров, соотношения слушательских вкусов и т. д.
Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве. Сб., т. 1 - 2. 'М., 1983; Ленин В. И., О лнт-рс н искусствс. [Cб. ], М., 1986; Игорь Глебов [Асафьев Б. В. ], Ценность музыки, в сб.: De musica, П., 1923; его же. Муз. форма как процесс, кн. 1 - 2, Л., 1971; Лосев А. Ф., Музыка как предмет логики, М., 1927;

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь