на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. - чувствующий, чувственный) - музыковедческая дисциплина, изучающая музыку как специфич. вид искусства, что предполагает анализ диалектич. соотношения общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художеств. творчества и конкретных закономерностей муз. искусства. Э. м. связана с философской эстетикой и опое ре дует её методологии, влияние на разл. отрасли музыковедения. В антич. науке о музыке Э. м. вбирала в себя как общие, так и конкретные проблемы теории музыки. По мере обретения самостоятельности частными областями музыкознання Э. м. также выделяется в самостоят. направление исследований (начиная с эпохи Возрождения). Однако лишь в 19 в. Э. м. осознаётся как особая сфера муз. науки. Сам термин "Э. м." был применён впервые К. Ф. Д. Шубартом (1784). В процессе историч. формирования Э. м. как науки в ней ставились разл. проблемы, складывались определ. традиции. Вопрос о соотношении универсальных законов бытия и закономерностей музыки восходит к мифология, представлениям человечества. Он формулируется в пифагорейско-платоновской онтологии числа и меры, согласно которой законы космоса ("мировой музыки") определяли и отношения между муз. звуками, а сама музыка воспринималась как подобие мира (см. рис. в ст. Гептахорд). Эта традиция, продолженная Боэцием, Якобом Льежским и др., удерживается вплоть до 19 в. (Ф. В. Шеллинг, Новалис), воспроизводится и в 20 в. (Э. Мак-Клайн, Р. Штейнер и др.). На основе материалистич. диалектики вопрос о соотношении универсальных и муз. законов решается в рамках учения об общих закономерностях социального развития и ленинской теории отражения. Муз. искусство имеет процессуальный характер, и этим обусловливается проявление в нём общих диалектич. законов движения. Проблемы специфики муз. деятельности, её предметного воплощения в муз. произведении получают первонач. разработку в эпоху Возрождения (И. Тинкторис, Н. Листений). В 19 в. подчёркивалась завершённость муз. произв. как художеств. -автономной структуры. Противоречие между однозначной фиксированностью авторской мысли в нотном тексте и множественностью её исполнит. прочтений и слушательских толкований обусловило в 20 в. постановку вопроса о способе существования муз. произв. (Р. Ингарден). Ряд исследователей разрабатывает проблему бытия музыки на диалектич. основе. Муз. произв. рассматривается с точки зрения его внутр. завершённости и одноврем. открытости для разл. интерпретаторских и слушательских трактовок. Указывается на историчность феномена завершённого произв., связанного с классич. идеалом композиции (3. Лисса, К. Дальхауэ, X. Г. Эггебрехт, Е. В. Назайкинский). Учение об этосе музыки возникло в античности (Дамон), позднее превратилось под влиянием риторики в аффектов теорию и далее - в концепцию выразительно-эмоц. сущности музыки, отличающей музыку от изобразит, искусств. В 19 в. эта концепция представлена т. н. эстетикой чувства (А. В. Амброс и др.), на рубеже 19 - 20 вв. она перерождается в герменевтику музыкальную (Г. Кречмар) и получает отражение в трудах ряда учёных (Л. Мейер, Д. Кук и др.). В сер. 19 в. Э. Ганслик полемизировал с "эстетикой чувства" и акцентировал собственно муз. содержание мыслей и идей, передаваемых музыкой. Также и др. музыковеды 19 в. под "идеей" подразумевали в равной мере художеств. образ сочинения и его исходный мотивно-тематич. комплекс, т. е. собственно муз. мысль, которой должна соответствовать строящаяся на основе данного тематич. материала форма (А. Б. Маркс). Проблема ценности музыки (этич. и эстетич.) связывалась в антич. мысли с нормативными структурами ладов, ритмов, отражающими иерархию этич. качеств человека и космич. гармонию. Нормативный взгляд на муз. ценность сохранялся ещё в эстетике 19 в., хотя начиная с эпохи Возрождения подчёркивалось значение авторской изобретательности, самоценной художеств. фантазии. В 20 в. художеств. ценность изучается в аспекте диалектики нормативного и индивидуализированного (3. Лисса). При этом за рубежом особое значение приобретает исследование "тривиальной музыки" (К. Дальхауз, Т. Кнайф и др.), феномена эпигонства. В отечеств. науке проблемы муз. ценности ставились Б. В. Асафьевым. Оживление интереса к ней в кон. 1970-х гг. ведёт к детальной проработке следующих общих представлений. Предпосылками муз. -художеств. ценности являются: опора произв. на социально-значимые интонации; высокий уровень творч. мышления композитора, развивающего органичный стиль музыкальный; способность произв. стимулировать самосознание, идейно-творч. потенциал слушателей (см. Народность искусства); глубокое воплощение в художеств. образе правды действительности (см. Реализм). Ценность музыки отражается и интерпретируется в оценках критики музыкальной. Понимание музыки и др. искусств как подражания (mimesis, imitatio) человеческим состояниям или воспринимаемым слухом событиям внешнего мира зародилось в антич. философии. Эта традиция привела в Э. м. 19 в. к обоснованию программной музыки (Г. Берлиоз, Р. Шуман), позднее - к поискам скрытой лит. программы во всяком муз. произв. (А. Шеринг). В эстетике Г. В. Ф. Гегеля понимание музыки как "подражания" действительности сменилось признанием универсальности и обобщённости муз. содержания. А. Шопенгауэр видел в специфичной для музыки процессуальности аналог стоящей за явлениями "мировой воли". Развивая эту теорию, западные философы и музыковеды 20 в. (Э. Кассирер, С. Лангер, М. Мила и др.) трактовали динамич. качества музыки как символы сознания. Др. линия истолкования муз. процессуальности - психология, энергетизм Э. - Курта. Переосмыслив эту интерпретацию, Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев рассматривали временное развёртывание музыки как процесс интонирования (см. Интонация). Учение об историч. эволюции муз. искусства формируется в эпоху Возрождения, ознаменованную ростом историч. сознания в целом. Само понятие "история музыки" впервые появилось у С. Кальвизия (1600). Характерная для Э. м. 17 - 18 вв. схема истории музыки противопоставляла прошлому муз. искусства как не имеющему самостоят. ценности современность как "расцвет" музыки. Историч. интерес к прошлому как самоценному явлению впервые ярко проявился у И. Г. Гердера. Развитие обществ. сознания в 19 в. привело к пониманию истории музыки как процесса, связанного с общей историей, но самобытно-значимого на всех своих стадиях. В кон. 19 в. муз. историология (теория истории) подпадает под влияние т. н. философии жизни. История музыки трактуется в биологическивитальном ключе как смена жизненных циклов отд. "организмов" - муз. стилей и нац. муз. культур (В. Данкерт). Музыковеды-феноменологи (X. Мерсман, Л. Дорнер) рассматривают муз. стили как стадии саморазвития идеальной сущности музыки. К отрицанию единого процесса эволюции музыки тяготеет совр. муз. герменевтика. Социальные детерминанты муз. истории исследуются в западной социологии музыки (М. Вебер, Т. Адорно). С точки зрения марксистско-ленинской Э. м. история музыки - единый по своим закономерностям и многообразный по проявлениям процесс, генетически и логически связанный с общими законами материальной практики и мышления, с законами социально-историч. развития, имеющий в то же время относительную самостоятельность. Социологич. аспекты истории музыки в отечеств, музыкознании изучаются параллельно с решением конкретных проблем совр. бытования музыки разл. жанров, соотношения слушательских вкусов и т. д.
Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве. Сб., т. 1 - 2. 'М., 1983; Ленин В. И., О лнт-рс н искусствс. [Cб. ], М., 1986; Игорь Глебов [Асафьев Б. В. ], Ценность музыки, в сб.: De musica, П., 1923; его же. Муз. форма как процесс, кн. 1 - 2, Л., 1971; Лосев А. Ф., Музыка как предмет логики, М., 1927;

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Э..

НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА

ПОЗНАНЬСКАЯ-РАБЦЕВИЧ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ АККОРД

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

Музыкальный словарь ver16