на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. народ и пишу) - отрасль музыковедения, науч. дисциплина, посв. изучению музыки устной традиции. Известна в разных странах и в разл. историч. периоды под названиями: муз. фольклористика, муз. этнология, сравнит. музыкознание, этномузыкология, этномузыкознание. Её предметом является традиц. бытовая (прежде всего, фольклорная) муз. культура. Э. м. изучает нар. музыку одноврем. как "язык", т. е. как систему специфич. муз. -выразит, средств, муз. структур, и как "речь", т. е. как специфич. исполнительское "поведение". Запись нар. музыки - важнейшая область Э. м. Сбор образцов фольклора осуществляется гл. обр. во время экспедиц. работы среди сельского и гор. населения. После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и каталогизация. В качестве связующего эвена между фиксацией, систематизацией и исследованием нар. музыки выступают муз. -этнографнч. публикации - нотные антологии, региональные, жанровые или тематич. сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, звукозаписями. Муз. -этнографич. исследования, многообразные по жанрам и целям, включают спец. муз. анализ (муз. строя, ладов, ритма, формы и т. д.). В них применяются и методы смежных науч. областей: общей этнографии и фольклористики, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др., а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование. Истоки Э. м. связаны с именами писателей, философов и учёных М. Монтеня (16 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.),Ф. Ж. Фетиса (19 в.) и др. значит. вклад в становление Э, м. внесли композиторы, обратившиеся к материалу нар. творчества: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов (Россия), Б. Барток, 3. Кодай (Венгрия) и др. Начало Э. м. как науки принято относить ко времени введения А. Эллисом центной системы измерения звуковысотных расстояний (1885) и применения фонографа к записи музыки устной традиции (1890). В Вене (1899) и Берлине (1900) были основаны крупнейшие фоноархивы. На их базе складывались науч. школы Э. м. В развитие Э. м. народов России внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, с. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили, А. Юрьянс и др. Собирание и изучение нар. муз. творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической комиссии и этнографич. отделении Рус. Географич. об-за. После Окт. революции 1917 были созданы этнография, секция Гос. института муз. науки (1921 - 31, Москва), секция изучения крестьянского искусства Ленингр. института истории искусств (1925; ныне сектор фольклора Ленингр. гос. института театра, музыки и кинематографии), Ленингр, фоноархив (1927, с 1938 - при Ин-те рус. литературы АН СССР), кабинет нар. музыки при Моск. конс. (1936) и др. Среди сов. ученых в области Э. м. - В. М. Беляев, В. С. Виноградов, Е. Витолиньш, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, А. В. Руднева, X. Тампере, В. А. Успенский, Я. Чюрлёните, З. В. Эвальд. Сов. муз. этнографы добились значит. успехов в изучении локальных стилей и художеств. системы традиц. и совр. нар. музыки.
См. лит. при ст. Народная музыка.
И. И. Земцовский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь