на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЮЖНОЙ АЗИИ МУЗЫКА, включающая музыку Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, представлена многообразными муз. традициями, испытала ряд значит. трансформаций, распространила своё влияние за пределы региона. наиб. ранние этапы становления Ю. А. м. относятся к 3 - 2-му тыс. до н. э. К сер. 1-го тыс. до н. э. складывается культура напевной речитации текстов Вед. Впоследствии эта традиция была продолжена в общинных песнопениях (грама-гейя) и песнопениях отшельников (аранья-гейя) и др. Развитие Ю. А. м. на рубеже нашей эры связано с ростом ряда гос-в: Магадхи (ок. 7 в. до н. э.), Маурьев (4 - 2 вв. до н. э.), Кушан, Гуптов (1 - 6 вв. н. э.) - на севере; Сатаваханов, Паллавов, Чера (1 - 9 вв. н. э.) - на юге полуострова; гос-ва Ванга на терр. Бангладеш, гос-ва Раджаратта на терр. Шри-Ланки и др. В связи с формированием в 6 - 5 вв. до н. э. буддизма и джайнизма развивается неортодоксальная культовая музыка. Складывается эпич. традиция (поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна").
В начале нашей эры на Индостане формируется музыка "высокой" традиции, включавшая преим. вок. формы (гандхарва, марга). Она опиралась на канонизиров. правила. В трактате "Брихаддеши" Матангн (5 - 7 вв.) были впервые сформулированы осн. положения концепции раги. В связи с развитием придв. театра, и в частности классич. санскритской драмы (4 - 7 вв.), достигает расцвета искусство театр, музыки. В этот же период, вероятно, складываются классич. танц. стили (бхарат натьям на Ю. Индостана, кандийские танцы на Шри-Ланке), имеющие общие муз. -хореографич. основы.
В 13 в. происходит разделение культуры Индостана на северную (хиндустани) и южную (карнатак). В русле первой развивалась классич. музыка Сев. Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала. Музыка Юж. Индии сказала воздействие на формирование муз. искусства Шри-Ланки.
В 14 - 16 вв. на С. Индии складывается придв. вок. традиция дхрупад (ее предст. - Снами Харидас, Мийян Тансен), отличающаяся величественностью и неторопливостью развёртывания, углублённым философским содержанием, строгостью выбора муз. средств. В недрах дхрупада возникает вок. традиция - кхаиял, превратившаяся в 17 - 18 вв. в самостоят. ветвь вок. иск-ва севера Индостана, которому свойственны экспрессивный тип пения, большая свобода и динамичность муз. -выразит. средств. В противовес официальной культовой практике индуизма в 15 - 16 вв. возникает течение бхакти, оказавшее воздействие на мн. стороны муз. культуры севера и юга региона (творчество поэтов Сурдаса, Тулсидаса, Мирабаи, а также поэта и музыканта Пураидарадасы - одного из основоположников карнатской классич. музыки). Муз. культура юж. части региона, в т. ч. одна из древнейших - муз. культура тамилов (народа, проживающего на Ю. Индостана и в Шри-Ланке), менее зависима от арабо-мусульм. влияний. Здесь развивались преим. вок. формы.
Помимо классической, в Ю. А. м. широко представлены локальные песенно-танц. виды музыки, не ограниченные строгими теоретич. правилами. Традиц. Ю. А. м. включает также большое разнообразие муз. -танц. -театр. форм, связанных непосредственно с бытом. К их числу относятся песенные стили баргит (Ассам - штат Индии), бхаккар (Кашмир - штат Индии), чампу (Орисса - штат Индии), бхатиали (Бенгалия - штат Индии; Бангладеш), лакхай (Непал) и др., танц. стили дандия рас (Гуджарат - штат Индии), бхангра (Пенджаб-Прадеш - штат Индии; провинция Пакистана), рухуну, ваннама (Шри-Ланка), а также формы театра - бурракатха (Андхра-Прадеш - штат Индии), якшагана (Карнатака - штат Индии), рамлила, раслила (Сев. Индостан). Среди форм культовой музыки: суфийяна калам (Кашмир), абханга (Махараштра), сабад (песнопения сикхов), анкийя гит (Ассам), вишнуитские песнопения странствующих бенгальских монахов (баулов).
Инструментарий Ю. А. м. включает: струнные - вина (северо- и южноинд.), ситар, сарод, саронги, тампура, сантур; ударные - табла, пакхавадж, мриданга, барабаны; духовой инструмент бансури (деревянная флейта).
В 18 - нач. 20 вв. в Ю. А. м. происходят значит. изменения, обусловленные социальным развитием региона, завершается процесс стабилизации локальных школ классич. музыки. В музыке хиндустани формируются т. н. лёгкие классические вокальные стили (тхумри, дадра, таппа, газал, тарана), в Шри-Ланке под воздействием европ. культуры - разл. виды музыкального театра (колам, надагама, сокари).
Период кон. 18 - нач. 19 вв. в карнатской музыке связан с творч. деятельностью Шьямы Шастри, Тьягараджи и Муттусвами Дикшитара, которыми создаются классич. вок. и инстр. композиции (крити, падамы), известные и ныне. Особая роль в новом облике культуры Ю. А. м. в 19 в. принадлежит Бенгалии (с 1971 Вост. Бенгалия - гос-во Бангладеш), где в то время были сконцентрированы значит. художеств. силы. Важнейший вклад в развитие музыки севера Индостана принадлежит Р. Тагору.
Новый этап переживала и муз. теория. Ещё в 17 в. карнатский учёный Венкатамакхи изложил систему звукорядов (72 мела). Сев. -инд. теория, выделяющая в качестве основных 10 звукорядов-тхата, оформилась в 19 в. Ее разработка принадлежит Вишну Нараяне Бхаткханде. Осн. положения муз. теории хиндустани получили развитие в трудах Суриндро Мохана Тагора. Становление совр. музыкознания в Индии связано с проведением Всеинд. муз. конференций [1916, Барода (совр. Вадодара); 1918, Дели; 1919, Бенарес; 1925, Лакхнау]. Формируется муз. образование совр. типа, среди его организаторов - Бхаткханде (в 1918 - 26 основавший ряд муз. колледжей - в Гвалиоре, Бароде, Лакхнау), Вишну Дигамбар Палускар (инициатор организации института Гандхарва Махавидьялайя, 1901). На Ю. Индостана муз. -просвет. деятельность вели Шриниваса Айенгар, Чиннасвами Мудальяр, Суббарама Дикшитар и др. На рубеже 19 - 20 вв. в музыке хиндустани распространяется инстр. музицирование в составе классич. инстр. ансамбля: солирующий инстр. (чаще струнный - ситар или др., реже - духовой), табла, в партии которого развёртывается метроритмич. линия - тала, м тампура, дающая ладовую настройку. Среди известных инструментамистов - Аллауддин Хан и Вилайят Хан, вокалистов - Гулам Али Хан, Абдул Карим Хан. В первые десятилетия 20 в. начинается планомерное изучение музыкальной культуры Индостана европейскими исследователями О. Клементе, А. Фоке Странгуэйс, А. Попли, Э. Розентал, А. Баке). После достижения независимости Индией (1947), Цейлоном (1948; с 1972 - Респ. Шри-Ланка), Пакистаном (с 1971 Вост. Пакистан - Бангладеш), а также проведения ряда демократич. реформ в Непале (1951) происходят значит. изменения в области муз. культуры Юж. Азии, развитие которой во многом координируется и направляется гос. учреждениями. Среди известных музыкантов: Рави Шанкар, Али Акбар Хан, Рам Нараин, Бисмилла Хан, братья Дагар (все - Индия). В области киномузыки работают А. Бисвас, Л. Пьярелал, Ш. Чоудхури, М. Мохан (Индия), Сохаийл Раана (Пакистан) и др. Среди композиторов, обращающихся к разл. формам симф. и кам. музыки: Премасири Кемадаса (Шри-Ланка), Митра Сен (Непал), Нисар Базми (Бангладеш). Во 2-й пол. 20 в. в русле муз. традиций региона развивается музыка Мальдивской Респ. - небольшого островного гос-ва Юж. Азии. Традиции Ю. А. м. сохраняются также среди населения инд., пакистанских и др. общин, проживающих в др. странах. Исследоват. работу в разл. странах и городах региона ведут: Делийская академия музыки, танца и драмы, Нац. центр исполнит. искусств (Бомбей), Мадрасская муз. академия (все - Индия); Корол. академия, Центр непальских и азиатских исследований (Непал); Нац. институт фольклора, художеств. центры в гг. Лахор и Карачи (Пакистан); Муз. академия и Об-во по развитию искусств и литературы (Бангладеш); Гос. колледж музыки, танца и балета (Шри-Ланка). Муз. индология представлена трудами инд. исследователей О. Госвами, Св. Праджнанаианды, Б. Ч. Девы, В. Дешпанде, С. Рея, Г. Ранаде, А. Бхаттачарьи и др., а также трудами зап. учёных А. Даниелу, У. Кофмена, Д. Ньюмена, Б. Уэйд и др. Исследования в области муз. культуры проводят А. Сеневиратна (Шри-Ланка), А. Энайетуллах (Пакистан), М. Аббаси (Бангладеш), П. Р. Шарма (Непал). В СССР неоднократно гастролировали коллективы и исполнители из разл. стран региона. См. также Индии музыка.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Ю..

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ ЛИНЕАРНЫЕ

ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

ХАНТЫЙСКАЯ МУЗЫКА

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЮКАГИРСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16