на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АВСТРАЛИИ МУЗЫКА содержит элементы разл. муз. культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения. А. м. коренных жителей сохранила архаич. черты, следы влияния музыки Нов. Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В сев. р-нах распространено индивидуальное пение с собств. сопр. (ударные инстр.), в юж. и центр. - групповое. Характерны миграции песен, что связано с кочевым образом жизни местных жителей, а также с обычаем обмена или продажи песен соседним племенам. За определ. типами песен закреплены особые звукоряды (от 2-3 до 8 и более ступеней) и ритмич. формулы ударных инструментов. Характерны кварто-квинтовые удвоения вок. мелодии, регистровые переключения. Сочетания разнородных типов вокализации зачастую обусловлены обычаем исполнения на языке др. племени (у аборигенов св. 200 языков). Распространены действа корробори в муж. исп. - инсценировки мифов в религ. обрядах (включают песенные циклы из 10-300 песен с инстр. сопр., исполняемые в течение неск. дней или недель), обрядах инициации и др.; используются шумовые эффекты (шипение, шуршание и т.п.). Среди муз. инстр., которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками. Среди др. идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (юж. р-ны), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта (из Нов. Гвинеи). С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился. С кон. 18 в. переселенцы (первонач. ссыльные) из Англии, Шотландии, Ирландии принесли свои нац. фольклорные (шотл. песни, баллады и др.) и проф. муз. традиции (в т. ч. церк. католич.). С 1830-х гг. активизируется конц. жизнь, создаются Сиднейское филармония, общество (1833), Австрал. филармония, общество (1844), позднее - ряд хор. обществ; открываются муз. школы (первая - в 1836), в кон. 19 в. возникают театр. монополии, оперные компании. В 1906 был организован симф. орк. под упр. А. Зелмана. С нач. 20 в. в Австралии регулярно гастролировали иностр. исполнители (в т. ч. Ф. И. Шаляпин, труппа А. П. Павловой). При содействии рус. танцовщиков создается австрал. балет. В 1920-е гг. осн. "Оперная лига", среди исполнителей, входивших в неё, певицы Н. Мелба, М. де Ганст. В 1847 в Сиднее пост. 1-я нац. опера - "Дон Джон Австрийский" А. Натана. Формируется нац. комп. школа (австралийский композиторы получали образование преим. в Англии), среди её основоположников - А, Хилл, Э. Хатчесон, Э. Трумэн. Видную роль в развитии австрал. муз. культуры сыграла деятельность комп., пианиста и фольклориста П. Грейнджера. В нач. 1940-х гг. расширяются контакты с США (в Австралии в 1944 гастролировал Ю. Орманди). После 1945, в значит. степени Б результате культурно-идеологич. экспансии США, получает распространение т. н. массовая муз. культура. Мн. композиторы обращаются к традициям музыки аборигенов - Дж. Антилл (балет "Корробори", 1946), К.Дуглас, Э. Л. Бейнтон. Развиваются жанры оперы, а также программной орк. и кам.-инстр. музыки (М. Сазерленд и др.). Мн. совр. композиторы экспериментируют в поисках синтеза элементов европ. н неевроп. музыки (преим. музыки Азии). Среди композиторов - Ф. Вердер, Л. Сицки, М. Уильямсон, П. Скалторп, Р. Мил, Л. Лаватер, А.Д. Бенджамин; дирижёров - Б. Хейнце; пианистов - Э. Хатчесон, Р. Вудворд; певцов Дж. Сазерленд. Среди исп.-аборигенов - певец Х. Блейер. С 20-х гг. 20 в. начинается исследование музыки коренных жителей Австралии (Э. Х. Дейвис, в 50-х гг. - А. П. Элкин); функционируют Австрал. институт изучения аборигенов в Канберре, музыковедч. общество в Сиднее, отделения университетов Аделаиды, Зап. Австралии. Комитет искусств аборигенов (1973) проводят фестивали традиц. музыки. Созданный в 1954 Австрал. елизаветинский театр. трест способствовал формированию постоянных театр. коллективов - "Австрал. опера" (с филиалами во всех штатах), а также муз. уч. заведений. Развивается австралийский музыковедение (Р. Коуэлл). С 1960-х гг. регулярно проводятся фестивали искусств. В Австралии имеется (1986): Т-р оперы и балета в Сиднее, Нац. мемориальный театр в Мельбурне; 10 симф. орк. (в т. ч. Сиднейский, осн. в 1946; в 1956-61 дирижёр Н. А. Малько), кам. орк., хоры, инстр. ансамбли (в т. ч. Мельбурнский струн. квартет, 1972); СК (осн. в 1935 как Гильдия австрал. композиторов), Австрал. муз. центр (1976); консерватории - Нов. Юж. Уэльса в Сиднее (1914), в Брисбене (1957), Канберре и Хобарте (1964), Мельбурне (1973), Сиднее (1977) и др. городах, муз. отделения университетов (в т. ч. Сиднейского, 1948; Зап. Австралии, 1953; Нов. Англии, 1971); Австрал. общество муз. образования (1965), музыковедч. общества в Сиднее, Аделаиде, Перте, Мельбурне и др.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь