на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АДОРНО (Adorno) (наст. фам. Визенгрунд, Wiesengrund) Теодор (1903-69) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор (ФРГ). Ученик А. Берга (композиция). В 1931-33 доцент Франкфуртского университета. В 1934 эмигрировал в Великобританию, с 1938 жил в США. В 1949 вернулся во Франкфурт-на-Майне (с 1950 в университете; проф. с 1956). Был консультантом Т. Манна во время его работы над романом "Доктор Фаустус". В 50-60-е гг. входил в число философов-социологов Франкфуртской школы. Его философия, культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера и др. Философско-эстетич. концепция "новой музыки", в которой А. ориентировался гл. обр. на творчество композиторов новой венской школы, связана с критикой массовой стандартизованной муз. культуры. Критика А. направлена как против авангардизма и коммерч. "массового" искусства, так и против композиторов, не отказывавшихся от тонального мышления (С.С. Прокофьева, П. Хиндемита, И.Ф. Стравинского). Труды А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику, музыковедение, на идеологию леворадикального студенч. движения 60-х гг. Автор муз. произведений.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь