на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МУЗЫКА. Первые сведения о муз. культуре на территории совр. Азербайджана относятся к 5-3-му тыс. до н. э.; в течение мн. веков бытовали фольклорная (крестьянская и городская) музыка и творчество нар.-проф. музыкантов устной традиции (в т. ч. ашугов). Вок.-инстр. фольклор содержит элементы многоголосия. В А. м. 7 осн. ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумаюн; каждый из них отличается особым образно-эмоциональным характером и содержит сумму определ. попевок. Одна из особенностей ладово-интонац. системы А. м. - наличие микроинтервалики (в октаве 17 ступеней). Среди инстр.: струнно-смычковые - кеманча; струнно-щипковые - тар, саз, уд; духовые - тутак, балабан, зурна; ударные - дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Нар. песенное творчество разнообразно по жанрам (обрядовые, бытовые, лирич., историч. и др. песни). Оно отличается богатой метроритмикой, широко используются синкопы; типичный приём развития вок. мелодий - опевание опорных тонов. Преобладает сольное, реже хор. (унисонное) исполнительство. Вок.-инстр. искусство ашугов основано на классич. мелодиях (св. 80), каждая из которых имеет мн. импровизац. вариантов. В репертуаре ашугов - нар. песни, дастаны ("Кёр-оглы", "Асли и Керем" и др.), песни-диалоги дейишме (муз.-поэтич. соревнования ашугов). Среди выдающихся ашугов- Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). В ср. века (11 -16 вв.) с подъёмом гор. культуры получили развитие и др. формы нар.-проф. муз. культуры устной традиции - мугамы. Среди исп. мугамов 19-20 вв. - певцы Джаббар Карягды, Гаджи Гуси, Мешади Джамиль Амиров, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы (Садых-джан), М. и Б. Мансуровы, А. Бакиханов, К. Примов; кеманчист С. Оганезашвили. Исследованиям азерб. ладов посв. труды средневековых теоретиков Сафи-ад-Дина (13 в.), Абдулгадира Мараги (14-15 вв.). "Вдали друг от друга". Азербайджанская народная песня. Запись С. Рустамова. "В их доме". Азербайджанская народная песня. Запись С. Рустамова. С кон. 19 в. в Азербайджан интенсивно проникает европ., в особенности рус., муз. культура. В Баку организуются симф. орк., частная оперная труппа, филиал РМО. Основы современной азерб. проф. муз. культуры заложены У. Гаджибековым. Он разработал теорию азерб. ладов "Основы азерб. нар. музыки" (изд. в 1945), создал первую нац. мугамную оперу "Лейли и Меджнун" (1908) и муз. комедию "Аршин мал алан" (1913). К первым операм принадлежат также "Ашуг Гариб" З. Гаджибекова (1916), "Шах Исмаил" Магомаева (1919), авторы которых, как и У. Гаджибеков, претворили в жизнь принцип взаимодействия устного нац. и комп. творчества. После установления Сов. власти в Азербайджане (1920) открываются консерватория (1921), муз. техникумы, муз. школы (в т.ч. в 1938 школа-десятилетка при конс.). В 1920 создан гос. театр на базе объединения существовавших ранее разл. трупп (см. Азербайджанский театр оперы и балета). По инициативе У. Гаджибекова в консерватории открывается отделение нар. инструментов, создаются Орк. нар. азерб. инструментов (1931), Азерб. гос. хор (1936). Организуются Ансамбль песни и танца Азербайджана (1936), симф. орк. под упр. Ниязи (1938), Дом нар. творчества (1939); в 1934 создан СК Азербайджана. Новый стиль А. м. формируется прежде всего в рамках оперы. Пост. в 1927 опера "Шахсенем" Глиэра (2-я ред. 1934) приблизила А. м. к решению задачи синтеза европ. и нац. форм. "Нэргиз" Магомаева (1935) - первая азерб. опера, основанная на классич. муз.-сценич. формах. Нац. классикой стала пост. в 1937 опера "Кёр-оглы" У. Гаджибекова. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 были написаны оперы "Хосров и Ширин" Ниязи (1942), "Родина" К. Караева и Дж. Гаджиева (1945). Одна из значит. опер послевоен. периода - "Севиль" Амирова (1953). В последующие годы создаются "Вагиф" Мустафаева (1960), "Багатур и Сова" Алескерова (1961), "Лиса и Волкодав" Мамедова (1963), "Скала невесты" Ахундовой (1969), "Азад" (1957), "Судьба певца" (1978) Джангирова. В 1940 пост. "Девичья башня" Бадалбейли - первый нац. балет. Важным этапом в развитии этого жанра стали балеты "Семь красавиц" (1952) и "Тропою грома" (1958) К. Караева, "Легенда о любви" Мелихова (1961). Среди балетов: "Гюльшен" С. Гаджибекова (1950), "Чернушка" Аббасова (1965), "Каспийская баллада" Бакиханова (1968), "Тени Кобыстана" Ф. Караева (1969), "Сказание о Насими" (1973), "Тысяча и одна ночь" (1979) Амирова, "Пламя" (1975), "Урия" (1978) Р. Гаджиева, "Вдохновение" Вайнштейна (1977), "Умай" Мамедова (1981), "Бабек" Ализаде (1986). В кон. 30-х гг. пост. первая сов. азерб. муз. комедия на совр. тему - "Пятирублёвая невеста" Рустамова (1938). Среди оперетт: "Добрая весть" Амирова (1946), "Дурна" С. Рустамова (1947), "Звезда" Алескерова (1948). Героич. пафос отражён в муз. комедии "Неистовый гасконец" К. Караева (1978). Значителен вклад в развитие сов. азерб. оперетты Р. Гаджиева, обращающегося к социально-политич. темам ("Куба - любовь моя", 1963; "Четвёртый позвонок", 1964; "Перекрёсток", 1980), а также Т. Кулиева ("Доброе утро, Элла", 1973, и др.). Симф. жанр, возникший в Азербайджане в 1920-30-х гг. (М. Магомаев, А. Зейналлы), достиг подъёма во 2-й пол. 40-х -60-х гг. Комп. школу республики возглавил К. Караев, творчество которого соединило нац. черты и стилевые особенности совр. музыки, выдвинуло А. м. на арену мирового муз. искусства. Среди соч. К. Караева: 2-я и 3-я симф. (1946, 1965), симф. поэма "Лейли и Меджнун" (1947), "Албанская рапсодия" (1952), симф. гравюры "Дон Кихот" (1960), концерт для скр. с орк. (1967). Ф. Амиров создал жанр симф. мугама ("Шур" и "Кюрд Овшары", оба - 1948, "Гюлистан Баяты-Шираз", 1971), Концерт на арабские темы (совм. с Э. Назировой, 1957), "Азерб. каприччио" (1962). Симф. соч. созданы С. Гаджибековым, Дж. Гаджиевым, Ниязи, А. Меликовым, Х. Мирзазаде, В. Адигезаловым, Р. Мустафаевым, М. Мирзоевым, Н. Мамедовым, А. Рзаевым, А. Ализаде, М. Кулиевым, Ф. Караевым, И. Мамедовым, О. Зульфугаровым, И. Гаджибековым, А. Дадашевым и др. Первые концерты для тара и симф. орк. (1952, 1967) принадлежат Г. Ханмамедову. Концерты для тара и орк. нар. инструментов написали С. Рустамов (1972) и С. Алескеров (1983). В новом для А. м. вок.-симф. жанре созданы кантата "Физули" (1959), оратория "Сабир" (1962), кантата "Насими" (1980) Джангирова, кантаты "Великий вождь" (1970), "Азербайджан" (1971) С. Рустамова, оратория "Октябрь" Мустафаева (1967), кантата "Самед Вургун" Р. Гаджиева (1976); в этом жанре работают А. Ализаде, Н. Мамедов, М. Мирзоев и др. Первые образцы нац. романса принадлежат А. Зейналлы (20-е гг.). У. Гаджибеков создал новый жанр - романс-газель на основе форм вост. поэзии. В кам.-инстр. произв. К. Караева традиц. классич. формы обогащаются совр. средствами выразительности (струн. квартет a-moll, 4 тетр. прелюдий для фп. и др.). Кам.-инстр. произв. созданы Ф. Амировым, Дж. Гаджиевым, Т. Бакихановым, С. Гаджибековым, М. Кулиевым, Х. Мирзазаде, М. Мирзоевым, А. Рзаевым, Ф. Ализаде, Дж. Кулиевым, А. Азизовым и др. Произв. для детей написаны А. Аббасовым, М. Ахмедовым, Н. Аливердибековым, О. Зульфугаровым, З. Багировым, Э. Назировой, М. Насирбековым и др. Соч. для оркестра нар. инстр. созданы С. Рустамовым, С. Гаджибековым, Дж. Джангировым. Первые азерб. массовые песни были написаны У. Гаджибековым И М. Магомаевым в 20-30-х гг., начиная с 50-х гг. этот жанр получил развитие в творчестве С. Рустамова, Дж. Джангирова, Т. Кулиева, Р. Гаджиева, С. Алескерова, А. Рзаевой, П. Бюль-Бюля оглы, М. Магомаева, Ш. Ахундовой, Э. Махмудова, Р. Миришли, О. Раджабова, Г. Ханмамедова и др. Большой вклад внесён азербайджанский композиторами в музыку для драм. театра и кино. Среди музыковедов - Э, А. Г. Абасова, И. В. Абезгауз, Д. Х. Данилов, А. А. И. Исазаде, М. С. Исмайлов, Г. А. Исмайлова, Л. В. Карагичева-Бретаницкая, К. А. Касимов, Э. А. Мирзоева, З. Сафарова, А. З. Тагизаде, Р. Д. Фахрадова, Э. М. Эльдарова. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Ниязи, нар. арт. Азерб. ССР Р. Абдуллаев; певцы - нар. арт. СССР Бюль-Бюль, Ш. Мамедова, Ф. Ахмедова, Р. Бейбутов, Л. Иманов, З. Ханларова, М. Магомаев, нар. арт. Азерб. ССР Р. Атакишиев; пианисты - нар. арт. Азерб. ССР Ф. Бадалбейли, Т. Махмудова. В Азерб. ССР работают (1988): в Баку - Азерб. театр оперы и балета (1920), Театр муз. комедии (1938); филармония (1936), в составе которой: Симф. орк. им. У. Гаджибекова (1920), Ансамбль песни и танца Азербайджана (1938), кам. орк. (1964), хор. капелла (1966), ансамбль танца (1970), Гос. эстр. орк.; Симф. орк. им. Ниязи, эстр.-симф. орк., оркестр нар. инстр., хор при Азерб. радио и ТВ; "Т-р песни" (1966); НИИ архитектуры и искусства АН Азерб. ССР (1945); СК Азерб. ССР (1934); в Кировабаде - филармония. В республике имеются консерватория (1921), муз. училища, муз. школы.
Касимов К., Очерки из истории муз. культуры Азербайджана XII в., в сб.: Иск-во Азербайджана, [т.] 2, Баку, 1949; Гаджибеков У., Основы азерб. нар. музыки, 2Баку, 1957; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, 2М" 1957; Летопись муз. жизни Сов. Азербайджана (1920-1925), Баку, 1965; Азербайджанская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1966-74; Абасова Э. Г., Касимов К. А., Очерки муз. искусства Сов. Азербайджана. 1920-1956, Баку, 1970; Летопись муз. жизни Сов. Азербайджана (1926-1932), Баку, 1982. Э. Л. Абасова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ЗАПАДНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

ЗЕРКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ

КАНОНИЧЕСКАЯ СЕКВЕНЦИЯ

КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПЕРЕМЕННАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16