на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АККОРД (франц. accord, итал. accordo, от ср.-век. лат. accordo - согласовываю) - самостоятельное созвучие, построенное по определённому принципу согласно сущности данной гармонич. системы. В классич. учении о гармонии (18-19 вв.) под А. подразумевается сочетание 3-5 звуков, которые можно расположить по терциям (см. также Обращение аккорда). Классификация А. (2 осн. класса - моноаккорды и полиаккорды; см. Полиаккорд), их типы и виды: В тональной системе 17-19 вв. цельность А. поддерживалась внутриаккордовой функциональностью его тонов (см. Аккордовые звуки).
Аккордовые функции: 1) осн. тон ("корень" А.), 2) аккордовые консонансы (квинта и терция от осн. тона, совместно с ним составляющие консонантное ядро А.), 3) аккордовые диссонансы (септима, нона; секста от осн. тона типа А-3; также альтерация тонов консонантного ядра), 4) побочные тоны (напр., кварта во вводном септаккорде; секста, как в примере ниже): Задержания, проходящие и вспомогательные звуки рассматриваются как неаккордовые (см. Неаккордовые звуки). А. как целое имеет 3 стороны: тонально-функциональную (значение А. зависит от его отношения к тональному центру; см. Функции тональные), фоническую (значение А. зависит от звучания его самого по себе; см. Фонизм) и горизонтально-линейную (значение тонов А. зависит от их отношения к мелодич. линии, к её мотивному, звуковому содержанию). Выразительность звучания А. определяется рядом факторов: его интерваликой (прежде всего консонантностью или диссонантностью), тональной функцией, его "раскрытием" в звуковом контуре мелодии, многообразием возможностей фактурной (в т. ч. тембровой) реализации. Предформа А. - двузвучие в раннем многоголосии (см. Органум). Исторически первая концепция А. - в полифонич. музыке с кон. 12 в. (Парижская школа; А. как сумма интервалов). Термин "А." ("XIII acors") возник в 14 в. (CS III, 496). В практике генерал-баса (17 - 1-я пол. 18 вв.) закрепилось оперирование А.-комплексами, трактовавшимися как консонантные и диссо-нантные созвучия; ко времени генерал-баса относится и распространение самого термина "А.". В 18-19 вв. категория А. противопоставляется созвучию с неаккордовыми звуками. В 20 в., наряду с дальнейшим развитием разл, сторон н качеств А. как категории муз. мышления, резко усилились сонорная трактовка А., фактор звучности.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

LЕGАТО

SUВIТО

VIVАСЕ

VЕRSUS

АББАДО

АБСИЛЬ

АВИДОМ

АГАЕВА

АГИРРЕ

АГУАДО

АГЬЯРИ

АДАМИЧ

АДАМОВ

АДАМЯН

АДМОНИ

АДОРНО

АЗМАРИ

АЙМЕРТ

АКИМОВ

АКСМАН

АКУЛОВ

АКЦЕНТ

АЛАДОВ

АЛЕКСА

АЛКУИН

АЛУМЯЭ

АЛЬБАН

АЛЬБЕР

АЛЬВЕН

АЛЬНЕС

АМБРОС

АМИРОВ

АМОСОВ

АНГЛЕЗ

АНДЕРС

АНДРЕЭ

АНЕРИО

АНОНИМ

АНОСОВ

Музыкальный словарь ver16