на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ [греч., от назв. двух первых букв греч. алфавита - (альфа) и (бета, новогреч. вита) ] - буквенная система обозначения муз. звуков. Наиболее ранняя др.-греч. буквенная нотация (буквы греч. и финикийского, затем только греч. алфавитов) существовала примерно от 3 в. до н. э. до 10 в. н. э. В период раннего средневековья в Зап. Европе возникла и наравне с др.-греческой применялась лат. буквенная нотация. Диатонич. звукоряд в объёме двух октав (А-а) обозначался буквами ABCDEFGabcdefgaa; позднее он был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшейся буквой Г. II ступень осн. звукоряда применялась в двух видах: высокая (си) - В durum (лат. - твёрдое) имела квадратное начертание; низкая (си-бемоль) - B mollis (лат. - мягкое) - округлое начертание. Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. буквенная нотация была вытеснена невменной (см. Невмы) и квадратной нотацией, однако в 14-18 вв. она применялась в орг. и лютневых табулятурах. К ней восходит и совр. А.М. Буквенная и слоговая системы обозначений диатонического звукоряда.
Для записи хроматич. звуков к буквам прибавляются слоги: is - диез, es - бемоль, isis - дубль-диез, eses - дубль-бемоль. Звук си-бемоль обозначается буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль - es и as. В странах англ. языка звук си обозначается буквой b, диез - словом sharp, бемоль - flat, дубль-диез - double sharp, дубль-бемоль - double flat.
Звуки разных октав имеют следующие обозначения:
до большой октавы - С.
до малой октавы - с.
до первой октавы - с1 или с'.
до второй октавы - с2 или с".
до третьей октавы - с3 или с'".
до четвёртой октавы - с4 или с"".
до пятой октавы - с5 или с'"".
до контроктавы - С1 или 'С.
ля субконтроктавы - A2 или "А.
Для обозначения тональностей к буквам добавляют слова - dur (мажор) и moll (минор), причём для мажора применяют прописные буквы, для минора - строчные (это различие сохраняется и при сокращённой записи - С вместо C-dur, с вместо c-moll). С введением линейной нотной системы А. м. утратил своё значение и сохранился в муз. теории как вспомогат. средство записи; он применяется также для сокращённой записи аккордов в лёгкой музыке. См. также Пометы.
М. И. Катунян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь