на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ (от греч. - расчленение, разложение), анализ музыкальных произведений, - муз.-теоретич. дисциплина, изучающая строение муз.. произведения. 8 советский музыковедении сложилась традиция рассматривать муз. произв. как особую художеств. систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют разл. муз.-выразительные средства - элементы, стороны муз. произв. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитич. исследования (анализ гармонич., полифонич., ритмич. в т. д.). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) муз. произв. изучает т. н. целостный А. м.: произв. рассматривается в единстве содержания и формы, теоретич. и историч. ракурсов, объективного изучения и эстетич. оценки, как художеств. целое, зависящее от комп. замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вок. музыке анализируется также соотношение собственно муз. средств и словесного текста. Элементы А. м. появляются в 17-18 вв. в муз. критике (И. Маттезон) и педагогике. А. м. получил развитие в 19-20 вв. (работы А. Б. Маркса, X. Римана, Г. Шёнкера, А. Лоренца, Э. Курта). Ми. положения A.M. сформулировали рус. критики и композиторы - В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош. А. м. представлен в Исследованиях В. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Г. Э. Конюса, И. В. Способина, С. С. Скребков", Ю. Н. Тюлина, В. А. Цуккермана, Л: А. Мазеля, В. В. Протопопова, В. П. Бобровского и др. Как учебный предмет А. м. включает в себя рассмотрение принципов общей композиционной логики произв., изучение историч. типов формы музыкальной и отдельных средств муз. выразительности, связанных с муз. жанрами и стилями, историко-культурным контекстом, методы раскрытия и характеристики специфич. художеств. содержания муз. произв., а также методы и жанры самого аналитич. исследования. Круг проблем А. м. формировался преим. на Материале муз. произв. 18-19 вв., ныне в него входит также изучение произв. доклассических и современных.
Цуккерман В. А., Целостный анализ муз. произв. и его методика, в кн.: Интонация и муз. образ, М., 1965; его же, Myз.-теоретич. очерки и этюды, (в. 1],М., 1970; Мазель Л., Исследования о Шопене, М., 1971; его же. Вопросы анализа музыки, М., 1978; О музыке. Проблемы анализа, [М., 1974); Лаврентьева И. В., Вок. формы в курсе анализа муз. произв., М., 1978; Кон Ю. Г., Вопросы анализа соар. музыка. Л., 1982; Назайкинский Е. В., Логика муз. композиции, М., 1982; Холопов Ю. Н., К проблеме муз. анализа, в сб.: Проблемы муз. науки, в. б, М., 1985; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischcn (Composition, Bd 1-4, Lpz., 1837-47; Riemann H., L. van BeethoVens samtliche Klavier-Solosonaten, Tl 1-3, В., 1918-19, 2Tl 1, В., 1919, 2T1 2, В., 1920; Lorenz A., Das Geheimnis der Form bei R. Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33; Sсhenker H., Das Meisterwerk in der Muaik, Bd 1-3, Munch., 1925-30; его же, Neue musikalische Theorien und Phantasieo, Bd 3, W, 1935; Ooldichmidt H., Zur Methodologie der musikalischen Analyse, в Кн.: Beitrige nir Musikwissenschaft, Bd 3, H. 4, В., 1961; La Motte D. de, Musikalische Analyse, Kas. - (u.a.l, 1968; Datilha us C., Analyse und Werturteil, Mainz, 1970; Bggebreсht H. H., Zur Methode der musikalischen Analyse, в кн.: Brich Doflein, Mainz, 1972; Rummenheller P., Anmerkungen zur musikalischen Analyse, "Zettschrift far Musiktheorie", Slung., 1971, Jf. 3, H. 1; Musikalische Analyse in der Diskuision, В., 1982. См. также лит. при ст. Метр, Ритм, Мелодия, Гармония, Полифония, Форма музыкальная.
Е. В. Назайкинский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь