на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АНГЛИЙСКАЯ МУЗЫКА. Истоки А. м. - в муз. культуре кельтов, носителями которой, в частности, были барды. При нац. своеобразии муз. фольклора народов, населявших Британские острова, общим является использование ионийского, дорийского и миксолидийского ладов (в древности же преобладала пентатоника), имеются элементы многоголосия, чёткая ритмика - 4/4, 6/6, 3/4. В числе инстр. жанров - танцы: жига, контрданс, хорнпайп. Древнейшие нар. инстр.: пайп (свирель), рекордер (фл.), фиддль (скрипка), тейбор (барабан); позднее появились арфа, лира, лютня, волынка и др. В кон. 6 - нач. 7 вв. развивается церк. хор. музыка, с которой связано становление проф. искусства - сначала унисонное пение (плейсонг), обогатившееся позднее двуголосием. Развивается хор. полифония, в т. ч. в форме гимеля и фобурдона; в литургию вводится игра на органе, начинают применяться также струн. и дух. инстр. С 11 в. используются невмы, а с 13 в., с появлением мотета, - мензуральная нотация. В 11 -14 вв. распространилось муз.-поэтич. искусство менестрелей. Во 2-й пол. 14 в. развивается светское муз. искусство, создаются вок. и инстр. придв. капеллы. В 1-й пол. 15 в. выдвигается англ. школа полифонистов во главе с Дж. Данстейблом. В 16 в. создаётся музыка для разл. инстр., в т. ч. для вёрджинела (вариации на темы нар. песен, фантазии и др.) и для разл. кам.-инстр. ансамблей, т. н. консортов (группы до 40 исп., играющих на разл. инстр.). формируются гомофонно-гармонич. склад письма, мажорно-минорная система. В церк. музыке вводятся крупные формы - месса, магнификат и др., в светской - мадригал, его первые образцы в А. м. принадлежат У. Бёрду. Среди др. английский композиторов 16 в. - К. Тай, Дж. Тавернер, Т. Таллис, Дж. Дауленд, Дж. Булл. Центр светской А. м. - корол. двор. В нач. 17 в. формируется англ. муз. театр, ведущий свое начало от мистерий - сначала в виде масок, музыку к которым писали А. Феррабоско, братья Г. и У. Лоус и др. Крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл создал произв. во всех существовавших тогда жанрах; автор одной из первых англ, опер "Дидона и Эней" (1689), завершивший блестящий период в развитии А. м. С нач. 18 в. и вплоть до кон. 19 в. А. м. переживает период кризиса. В нац. муз. культуру проникают иностр. влияния, итал. опера завоёвывает англ. аудиторию. Увлечение итал. оперой осмеяно в пародийной "Опере нищего" (1728) драматурга Дж. Гея и комп. Дж. Пепуша, которая положила начало т. н. балладной опере, связанной с традициями менестрелей. В Англии работали видные иностр. музыканты, - в т. ч. Г. Ф. Гендель, проживший в Лондоне ок. 50 лет; особое значение имели его оперы и оратории на библейские и античные сюжеты, способствовавшие освобождению А. м. от итал. влияния. Здесь работал И. К. Бах (т. н. лондонский Бах). Дважды посещал Великобританию И. Гайдн (кон. 18 в.), написавший "Лондонские симфонии". На рубеже 17-18 в., в Лондоне были созданы муз. клубы, театры (ставятся пьесы У. Шекспира и др, с музыкой совр. ему композиторов), муз. коллективы, муз.-издат. фирмы. В Оксфордском и Кембриджском университетах с 16 в. закладываются основы теоретич. музыковедения. Среди основоположников английский музыковедения - Ч. Бёрни, Дж. Хокинс (сер. 18 в.). Творчество англ. композиторов 18-19 вв. было эклектично. Т. и М. Арны писали музыку к спектаклям драм. театра, позднее Г. Бишоп - оперы. Популярной стала англ. оперетта, в т. ч. "Микадо" (1885) А. Салливена и особенно "Гейша" (1896) С. Джонса. В 19 в. Лондон становится одним из центров европ. муз. жизни. Здесь гастролировали: Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Дж. Верди, А. Дворжак, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др. Создаются театр "Ковент-Гарден" (1732), Корол. академия музыки (1822), Тринити-колледж (1872), Корол. муз. колледж (1883), Академия старинной музыки (1770, первое конц. общество в Лондоне), Кэтч-клуб (1761), Корол. муз. общество (1762), Филармония, общество (1813) и Новое филармония, общество (1852), Генделевское (1843), Баховское (1849), Пёрселловское (1861) общества, Корол. хор. общество (1871), Баховский хор (1875). С 1784 в Лондоне проходят Генделевские фестивали (с 1857 регулярно). Осн. фирмы муз. инстр. - "Бродвуд", "Хилл и сыновья". С кон. 19 в. развивается муз. наука, в т. ч. муз. лексикография. Среди музыковедов - Дж. Гров, Д. Ф. Тови, Э. Праут. На рубеже 19-20 вв. возникает т.н. англ. муз. возрождение, т. е. движение за возрождение нац. муз. традиций, проявлявшееся в обращении к англ. муз. фольклору и достижениям мастеров 17 в. Эти тенденции характеризуют творчество новой англ. комп. школы; её видные представители - комп. Э. Элгар, X. Пэрри, Ф. Дилиус, Г. Холст, Р. Воан-Уильямс, Дж. Айрленд, Ф. Бридж; музыковеды С. Шарп, Дж. А. Фуллер-Мейтленд и др. В произв. некоторых композиторов сказались влияния экспрессионизма, конструктивизма, неоклассицизма. Один из крупнейших мастеров А. м. 20 в. - Б. Бриттен, создавший оперы ("Питер Граймс", 1945; "Альберт Херринг", 1947; "Опера нищего", 1948; "Сон. в летнюю ночь", 1960, и др.), оратории, кантаты, "Военный реквием" (1961), симф., инстр., хор. и др. соч. Среди музыкантов 20 в. - комп. М. Типпет, Л. Беркли, А. Блисс, У. Уолтон, А. Буш, А. Бенджамин, Э. Мэконки, Г. Банток; дирижёры Дж. Барбиролли, Т. Бичем, М. Сарджент, А. Боулт, К. Дейвис; пианисты Ф. А. Ламонд, Дж. Мур, Дж. Огдон, К. Керзон, М. Хесс; скрипачи А. Камполи, Г. Темянка; альтисты У. Примроз, Л. Тертис; певицы К. Ферриер, Дж. Вивиан, Дж. Бейкер; певцы Дж. Мак-Кормак, П. Пирс. Среди музыковедов - Р. Моррис, Дж. Абрахам, Э. Дж. Дент, М. Дж. Браун, А. Карс, Э. Локспейсер, М. Монтегю-Натан, Р. Г. Ньюмарч, X. Ф. Редлих, Г. Дж. Фармер, Э. Блом, Э. Ньюмен и др. Среди многочисл. эстр. ансамблей пользовались известностью "Битлз" (1956-70), "Роллинг Стоунз" (с 1963) и др. В разных городах страны проводятся муз. фестивали (в т. ч. Баховский в Оксфорде и Лондоне), продолжают работать муз. театры (в т. ч. "Ковент-Гарден" и Англ. нац. опера), симф. и кам. орк. (в т. ч. Лондонский филармонический, Би-Би-Си), хор. и орк. общества, любительские хоры, разл. эстр. ансамбли.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ ЛИНЕАРНЫЕ

ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

ХАНТЫЙСКАЯ МУЗЫКА

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЮЖНОЙ АЗИИ МУЗЫКА

ЮКАГИРСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16