на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНДСКИХ СТРАН МУЗЫКА. Музыкальная культура Перу, Боливии и Эквадора включает индейскую и креольскую музыку. Территория, на которой расположены эти страны, до испан. завоевания (16в.) входила в состав т. н. инкской империи - гос-ва Тауантинсуйу, что обусловило культурную общность живущих в них индейцев кечуа и аймара. Совр. индейская музыка, восходящая к древней высокоразвитой муз. культуре инков, осн. на строгой системе пентатонных ладов с характерным типом мелодий, постоянными формулами каденций, упорядоченными метрикой и ритмикой, что резко отличает музыку андских народов от музыки др. аборигенов Лат. Америки. Среди песенных и песенно-танц. жанров, распространённых во всех андских странах, - лирич. арави, религ., обрядовые и трудовые песни, коллективный танец с пением уайно (в Эквадоре - под назв. санхуанито), танцы, связанные с тотемизмом, театрализованные танцы-действа (нередко воспроизводят эпизоды из истории) и др. некоторые жанры и формы присущи лишь определённой территории: танцы дансанте, юмбо, абаго распространены только в Эквадоре, древний ритуальный танец чокелас сохранился в Перу, хороводный танец с пением качуа - в Перу и Боливии, инстр. жанры ч'или и чатре бытуют лишь у боливийских аймара. Гл. муз. инструменты андских индейцев - продольные флейты кена и пинкильо, флейта Пана (антара - у кечуа, сику - у аймара), барабаны тинья и уанкар. Креольская музыка андских стран также обладает в целом едиными стилистич. чертами: господство мажоро-минора, преобладание 3-дольного, а также переменного (6/8 + 3/4) метров, пение на 2 голоса параллельными терциями, популярность гитары (с её разновидностями, в т. ч. чаранго в Перу и Боливии) и т. н. креольской арфы (без педалей, в диатонич. строе). В то же время в каждой из андских стран встречаются свои определённые жанры: в Боливии (и отчасти Перу) сохраняются древняя лирич. песня ярави (креольская ярави отлична от индейской арави) и старинный танец-пантомима самакуэка (куэка), а также танцы карнавалито и байлесито; в Перу любимы маринера и тондеро (варианты самакуэки); в Эквадоре распространены альбасо, пасамано, пасильо. Различается креольская музыка высокогорной (Сьерра) и прибрежной (Коста) зон Эквадора и Перу. В Сьерре она более сурова, меланхолична, в ней ощутим индейский элемент. Песни и танцы Косты (где значит. прослойку населения составляют негры и мулаты) обладают афроидными чертами (самый популярный здесь муз. инструмент помимо гитары - маримба). Проф. муз. искусство было связано гл. обр. с церковью. Светская музыка ограничивалась любительским музицированием. С завоеванием независимости (1-я четв. 19 в.) муз. жизнь активизировалась. Среди первых проф. композиторов Перу - X. Б. Альседо, автор Нац. гимна (1821), патриотич. песен, маршей, культовой музыки. Большая роль в муз. жизни Перу на протяжении 19 в. принадлежала итал. музыкантам, в т. ч. А. Болоньези (организовал в Лиме оперную труппу) и братьям К., Р. и Э. Ребальяти (способствовали развитию конц. деятельности в Лиме). Среди основоположников нац. комп. школы Перу - X. М. Валье Риестра, автор первой нац. оперы "Ольянтай" (1900, Лима; 2-я ред. 1920). В 1908 в Лиме осн. Нац. муз. академия. В Эквадоре значит. вклад в развитие муз. искусства в 19 в. внесли А. Сехерс (в 1838 осн. муз. школу в Кито), А. Бальдеон, М. Перес (осн. филармонич. общество "Сайта Сесилия"). В 1870 в Кито создана Нац. конс. (закрыта в 1877, вновь открыта в 1900), первым директором которой был А. Нойман. В Боливии в 1908 открылась консерватория в Ла-Пасе. В нач. 20 в. пробудился интерес к индейскому муз. фольклору (течение индихенизма). В Перу некоторые композиторы использовали индейский муз. фольклор в чистом виде, в то же время Т. Валькарсель, А. Сас Орчасаль, К. Санчес Малага стремились к созданию оригинальной музыки в нац. стиле. В Боливии представители муз. индихенизма - Э. Каба, X. М. Веласко Майдана. В Эквадоре нац. направление, связанное как с индейским, так и с креольским искусством, представляют С. Л. Морено и Л. Сальгадо. Значит. вклад в изучение муз. фольклора андских стран внесли Д. Аломия Роблес, П. Кабальеро, Сас Орчасаль (Перу), А. Гонсалес Браво, Р. Паредес (Боливия), Морено (Эквадор). После 2-й мировой войны в А. с. м. из Европы проникли авангардистские течения. Нац. традиции последовательно развивают А. Гевара Очоа (Перу), комп. и гитарист А. Домингес (Боливия). В Лиме, Ла-Пасе и Кито функционируют консерватории, симф. оркестры, хоры, кам. ансамбли, филармонич. общества и др.
Струйский П. А., Нац. муз. культура, в сб.: Культура Перу, М., 1975; Пичугин П., Муз. культура андских народов, М., 1979; его же, Нар. музыка, в сб.: Культура Эквадора, М., 1985; его же, Нар. музыка, в сб.: Культура Боливии, М., 1986; Rауgadа С., Panorama musical del Peru, в сб.: Boletin iatinoamericano de musica, t. 2, Lima, 1936; Stevenson R., The music of Peru..., Wash., 1960; его жe, Music in Aztec and Inca territory. Berk. - Los Ang., 1968: Diaz Gainza J., Historia musical de Bolivia..., Potosi, 1962; Моrenо S. L., Historia de ta musica en el Ecuador, t. 1, Quito, 1972. П.А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь