на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНОНИМ (от греч. - безымянный) - автор сочинения, имя которого либо неизвестно, либо определяется предположительно. Анонимным считается также соч., подписанное чужим именем (напр., "Детская симфония", ошибочно приписывавшаяся И. Гайдну). От А. следует отличать псевдоним, криптоним (в т. ч. имя, скрытое в акростихе, напр. "ТРУДИЛСЯАЛЕКСАНДЕРМЕЗЕНЕЦИПРОЧИИ" в стихотворном послесловии к трактату А. Мезенца "Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах", 1668, Казань, 1888). Анонимность - характерное явление в ранней европ. музыке (до 13-14 вв.) н искусстве Востока, где доминировали нормы, диктуемые жанром. С развитием искусства на смену анонимности приходит творчество с выраженной индивидуальностью автора (один из первых авторов-музыкантов - Гильом де Машо, 14 в.). В России первые авторские композиции Н. П. Дилецкого, В. П. Титова и др. появились в 17 в., однако анонимные соч. продолжали создаваться вплоть до нач. 18 в. Анонимные трактаты о музыке, многочисленные в античности, в ср. века и в эпоху раннего Возрождения, являются важными источниками сведений по истории музыковедения и муз. эстетики. Часть их опубликована, напр, ряд трактатов 11-12 вв. об органуме в изд.: EggebrechtH. Н., ZaminerF., Ad organum faciendum: Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit, Mainz, 1970; Waeltner E. L., Die Lehre vom Organum bis zur Mitte des XI. Jahrhunderts, Tutzing, 1975. При упоминании к.-л. анонимного автора обычно указываются фамилия исследователя, опубликовавшего трактат, и порядковый номер данного А., если он в публикации не единственный, напр. греч. анонимы И. Ф. Беллермана 1-й-3-й (Веllеrmann P., Anonymi scriptio de musica, Berolini, 1841; переизд. Kassel, 1972), авторы лат. трактатов - анонимы Ш. Э. А. Кусмакера 1-й - 7-й (CS I), 1-й-12-й (CS III). Многие анонимные соч. долгое время приписывались к.-л. известному учёному, авторство которого ныне оспаривается или полностью опровергнуто. Таковы, напр., трактаты: "Проблемата" Псевдо-Аристотеля (Jan К., Musici scriptores graeci, Lipsiae, 1895, переизд. Hildcsheim, 1962), "Musica enchiriadis" и "Alia musica" Псевдо-Хукбальда (GS I), "Dialogus de musica" Псевдо-Одо (GS I), "Rubricae breves" Псевдо-Маркетто (GS III) и др. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь