на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АРМЯНСКАЯ МУЗЫКА. Формировалась начиная с 20-18 вв. до н. э, во взаимодействии с муз. культурой древних народов Передней и Малой Азии. Армянская народная музыка монодична. Лады осн. на диатонических, либо содержащих интервал ув. секунды звукорядах; используется альтерация, распространены гиполады (см. Древнегреческие лады, Церковные лады), натуральные и альтерац. лады. Встречаются метрич. переменность, асимметричный ритм, синкопы. Наряду с куплетными и двухчастными распространены сложные, осн. на ритмо-интонац., метрич. и структурном варьировании формы. Крестьянский фольклор охватывает жанры трудовых, обрядовых, игровых, лирич., эпич., календарных и погребальных песен. Особое место занимают песни скитальцев (пандухтов) и жанр антупи. Формирование эпоса (6-4 вв. до н. э.) связано с искусством випасанов (певцов-сказителей) и гусаков (музыкантов-поэтов и актёров), образовавших ветвь нар.-проф. творчества. Среди инстр.: струнно-смычковые - кемани, кеманча; струнно-плекторные - саз, тар, уд; струнно-щипковые - кнар, тавиг, канон, пандирн; духовые - сринг, шви, дудук, зурна, пох, галарапох, шепор, паркапзук; ударные - доол тмбук, дапп, нагара; струнно-ударные - сантур. Армянская трудовая песня. Запись Комитаса. Проф. певческое творчество первоначально было связано с церк. жанрами (принятие христианства -301). Распространение получают псалмы, духовные гимны и тараканы, аветисы, позже стеги, зартуги, с 10 в. - гандзы, духовные и светские таги, развёрнутые вок., импровизац. плана, лирико-эпич. композиции.Среди мастеров тага - Г. Нарекаци (10 в.), Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг; 11 - 12 вв.), Н. Шнорали, X. Таронаци (12 в.), X. Кечареци (14 в.). Значит. вклад в развитие А. м. внесли музыканты и теоретики С. Партев, Д. Керакан, Д. Анахт (философы, 5-6 вв.), Комитас Ахцеци (гимнотворец, 7 в.), А. Ширакаци (математик, 7 в.), Таг "Авик" Г. Нарекаци. Запись Комитаса. Ч он (сост. первого сб. тараканов "Чонынтир шаракноц", 7 в.), С. Сюнеци 2-й (пересмотрел и расширил систему гласов, 8 в.). Сведения об инструментах содержатся в трудах М. Хоренаци (5 в.), О, Ерзнкаци (13 в.), А. Сюнеци, А. Кримеци (15 в.). Для записи мелодии применялись особого рода невмы, т. н. хазы (с 8 в., с 15 в. вышли из употребления). Новую арм. нотацию создал композитор и теоретик А. Лимонджян (19 в.). С 17 в. получает развитие искусство ашугов, преемников гусанов. Среди крупнейших ашугов - Н. Овнатан (17 в.), Б. Дпир, Саят-Нова (18 в.). Ширин, Дживани (19-20 вв.), Шерам, Аваси (20 в.). Инстр. музыка (особенно ансамбли) наиболее значительно развивалась в 19 в. Для гор. нар. песен этого периода характерно использование классич. образцов нац. поэзии, а также европ. романсовых интонаций. Присоединение Вост. Армении к России в 19 в. оказало прогрессивное воздействие на развитие нац. искусства. Создаются арм. общества и культ.-просвет. центры не только в Армении (Эчмиадзин, 1874), но и в Москве (1815), Тбилиси (1824), Константинополе (1857), Париже, Венеции, Вене. Один из выдающихся муз. деятелей кон. 19 - нач. 20 вв. - Комитас (Согомон Геворкович Согомонян) заложил фундамент нац. комп. школы и науч. фольклористики. С именем Комитаса, а также X. Кара-Мурзы, М. Г. Екмаляна, Н. Ф. Тиграняна связано формирование арм. хор. (светской и духовной) и инстр. музыки. Развивается гармонич. и полифония, многоголосие, систематически собирается и обрабатывается фольклор, публикуются труды по нар. и ср.-век. арм. музыке (Комитас, С. А. Меликян, В. Д. Корганов). Осваиваются жанры европ. музыки - опера, кам.-инструментальный жанр, романс (Т. Г. Чухаджян, Г. О. Еранян, Г. О. Корганов). В 1868 была создана первая арм. опера "Аршак Н" Чухаджяна, ему же принадлежат и первые арм. оперетты, симф. и кам. произв. В нач. 20 в. были написаны соч., ставшие нац. муз. классикой, - опера нар.-песенного склада "Ануш" А. Т. Тиграняна (1912), две сюиты для симф. орк. "Крымские эскизы" (1903, 1912), симф. картина "Три пальмы" (1905) А. А. Спендиарова - основоположника нац. симф. школы 20 в., а также кам.-инстр. произв. А. Г. Тер-Гевондяна (автора написанной позже симф. поэмы "Ахтамар", 1923), С. В. Бархударяна, вок. соч. Р. О. Меликяна (цикл "Осенние строки", 1913).
Начало 20 в., явившееся плодотворным периодом в развитии нац. комп. школы в Вост. Армении, оказалось малоплодотворным для музыки Зап. Армении - из-за систематич. погромов армян тур. властями. Армяне-беженцы, вынужденно поселившись в разных странах мира, развивали там свою нац. культуру.
После провозглашения Сов. власти (1920) в Ереване организованы муз. студия (1921, с 1923 - консерватория, ныне - им. Комитаса), симф. орк. (1924), Арм. филармония (1934), Гос. хор. капелла (1935), оперный театр (ныне Т-р оперы и балета им. А. А. Спендиарова, 1933). Создан СК Арм. ССР (1932). Творческими достижениями стали "Эриванские этюды" (1925) для симф. орк. и опера "Алмаст" (1928) Спендиарова, вок. циклы "Змрухты" (1920) и "Зар-Вар" (1922) Меликяна. Продолжал развиваться оперный жанр: "Храбрый Назар" (1934), "Давид Сасунский" (1936), "На рассвете" (1938), "Героиня" (1950) А. Л. Степаняна, "Намус" Л. А. Ходжа-Эйнатова (1945), "Давид-Бек" А. Т. Тиграняна(1950), "Арцваберд" А. А. Бабаева (1957). Среди соч., написанных в 60-80-х гг., - оперы "Саят-Нова" А. Г. Арутюняна (1967), "Крушение" Г.А. Арменяна (1968), "Огненное кольцо" А. Р. Тертеряна (1967), "Сказка для взрослых" Э. А. Арутюняна (1970), опера-балет "Давид Сасунский" Э.С. Оганесяна (1976), "Хемингуэй" Ю. Ш. Казаряна (1983), "Землетрясение" Тертеряна (1984), "Путешествие в Арзрум" Оганесяна (1987). В оперном жанре также работают А. С. Айвазян, С. А. Баласанян, А. С. Маилян и др., в жанре оперетты - Айвазян, С. X. Джербашян, А. П. Долуханян, В. А. Котоян, В. А. Тигранян и др. Крупный вклад в развитие арм. балета внёс А. И. Хачатурян - автор первого нац. балета "Гаянэ" ("Счастье", 1939; 2-я ред. под назв. "Гаянэ", 1942). Его балет "Спартак" (1956) - знаменательная веха в истории сов. муз.-хореографич. искусства. Среди произв. этого жанра: "Севан" Г. Е. Егиазаряна (1956), "Вечный идол" Оганесяна (1966), "Прометей" Э. А. Аристакесяна (1967), балеты с хором "Бессмертие" К. А. Орбеляна, "Антуни" Оганесяна (оба - 1969), "Ара Прекрасный и Шамирам" Егиазаряна (1972), балет-драма "Ричард III" А. Р. Тертеряна (1979). Одним из центральных в творчестве сов. арм. композиторов стал симф. жанр. Новый этап в развитии симф. творчества относится к 30-м гг. и связан с именем Хачатуряна, сформировавшего тип муз. мышления, который объединил специфику нац. музыки с достижениями совр. европ. культуры. Мировую известность принесли композитору 1-я симфония (1934), концерты для фп. (1936), для скр. с орк. (1940). В годы Вел. Отечеств. войны 1941-1945 в творчестве арм. композиторов большое значение приобретает патриотич. тема: 2-я симфония Хачатуряна (1943), 1-я (1944) и 2-я (1945) симфонии Степаняна, симф. поэма "Армения" Егиазаряна (1942). В послевоен. годы создаются симфонии Егиазаряна, А. Г. Арутюняна, Оганесяна, Дж. Г. Тер-Татевосяна, К. А. Орбеляна; "Героич. баллада" для фп. с орк. А. А. Бабаджаняна (1950) и др. Симф. творчество арм. композиторов в 60-80-х гг. отмечено самобытным претворением специфич. особенностей нац. фольклора, многообразием стилевых тенденций, использованием разл. видов совр. техники композиции, взаимодействием с др. муз. жанрами. Среди симфоний этого периода: симфония для струнных Э. М. Мирзояна (1962), 2-я - А. В. Аджемяна (1964), 8 симф. Тертеряна (1969-89), симфония Л. А. Аствацатряна (1970), 3-я, 5-я - В. О. Бабаяна (1973, 1983), 2-я - Г. М. Ахиняна (1976), симфонии С. Г. Шакаряна (1978), Л. М. Сарьяна (1980), М. О. Исраеляна (1981), 3-я - Э. Г. Айрапетяна (1985). Среди произв. для кам. орк. выделяются симфония В.О. Бабаяна (1979), цикл "Полимонодий" С.А. Агаджаняна (1975-78), "Приношение Мецаренцу" А. П. Зограбяна (1981), симфониетты А. Г. Арутюняна (1966) и Э. А. Аристакесяна (1969, 1983), "Пасторальная симфониетта" Аджемяна (1971). Среди произв. для симф. орк. различных форм - "Панно Армения" Сарьяна (1966), "Партита" Т. Е. Мансуряна (1965), 3 цикла "Инвенций" Г. Г. Овунца (1968-71), "В горах Армении" Аристакесяна (1974), "Прелюдии" (1975) и "Ночная музыка" (1980) Мансуряна. Большое внимание уделяется жанру инстр. концерта с оркестром. В числе известных концертов для фп. - 2-й концерт Л. А. Чаушяна (1978), концерт Г. Г. Овунца (1986); для скр. - соч. Сарьяна (1973), Г. О. Читчян (1976), Тер-Татевосян (1979), Овунца (1982), Б. В. Саккилари (1983); для влч. - Бабаджаняна (1962), 2-й концерт А. Г. Худояна (1973), А. А. Сатяна (1977), Р.С. Саркисяна (1977), Айрапетяна (1981). В вок.-симф. жанре популярность завоевали произв. А. Г. Арутюняна, М. А. Сатяна, Оганесяна, Исраеляна, в хор. жанре - сочинения Аристакесяна, Мансуряна, Г. Н. Манвеляна, А. Г. Восканяна, С. М. Бабаторосяна. Произведения в кам.-инстр. жанре созданы Бабаджаняном, Э. И. Багдасаряном, С. А. Баласаняном, Зограбяном, Исраеляном, Мирзояном, Мансуряном, Г. А. Меликяном, Э. С. Оганесяном, С. П. Оганесяном, Овунцем, А. И. Пирумовым, Саркисяном, Тер-Татевосяном, Л. А. Чаушяном, Г. М. Чеботарян. Широкое распространение получили песни А. С. Маиляна, М. И. Мирзаяна, М. М. Мазманяна, К. О. Закаряна, А. М. Сатяна, X. М. Аветисяна, Аджемяна, Д. В. Азаряна, А. С. Айвазяна, Р. Б. Амирханяна, Бабаджаняна, М. Ц. Вартазаряна, Р. С. Галстяна, М. Б. Мависакаляна, Орбеляна, К. Г. Петросяна, Абрамяна, Е. В. Ерканяна, Восканяна, Исраеляна, С. С. Лусикяна, Мансуряна, Читчан и др. Арм. музыковедение досоветского периода связано гл. обр. с теоретич. осмыслением нар. и ср.-век. проф. музыки (Комитас. В. Д. Корганов, Е. Тнтесян и др.). Среди арм. советский музыковедов - М. Г. Агаян, А. А. Адамян, Р. А. Атаян, М. А. Брутян, Г. Ш. Геодакян, А. К. Кочарян, X. С. Кушнарёв, С. А. Меликян, М. О. Мурадян, Р. О. Степанян, Н. К. Тагмизян, М. П. Тер-Симонян, Г. Г. Тигранов, К. Э. Худабашян, А. И. Шавердян. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР М. А. Тавризиан, К. А. Орбелян, нар. арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, Г.Е. Будагян, А. М. Восканян, Ю. Г. Давтян, А. Г. Катанян, М. М. Малунцян, Р. А. Мангасарян, М. И. Тэриан, С. Г. Черекян; засл. деят. искусств Арм. ССР Д. А. Ханджян; хор. дирижёры - нар. арт. СССР Т. Т. Алтунян, О. А. Чекиджян, нар. арт. Арм. ССР А. А. Тер-Ованнисян; певцы - нар. арт. СССР А. Б. Даниэлян, Г. М. Гаспарян, М. А. Еркат, Н. М. Ованисян, Т. Т. Сазандарян, П. Г. Лисициан; нар. арт. РСФСР и Арм. ССР 3. А. Долуханова, нар. арт. Арм. ССР Г. А. Галачян, Л. А. Закарян, А. Г. Карапетян, Ш. М. Тальян; пианисты - нар. арт. Арм. ССР Ю. С. Айрапетян, С. О. Навасардян; засл. деят. искусств Арм. ССР А. А. Амбакумян, Е. А. Малхасян; скрипачи - засл. арт. РСФСР И. Р. Налбандян, нар. арт. Арм. ССР Р. М. Агаронян, А. К. Габриэлян, Э. 3. Тетевосян, засл. деят. искусств Арм. ССР 3. Г. Саакянц; виолончелисты - нар. арт. Арм. ССР М. В. Абрамян, С. З. Асламазян, Г. Л. Адамян, Г. С. Таталян. В Арм. ССР работают (1989): Т-р оперы и балета (1933), Т-р муз. комедии (1942), Оперная студия при консерватории (1981), Детский муз. театр (1989), Хор. капелла (1935), Гос. симф. орк. (1924), симф. орк. Гостелерадио (1966), Ансамбль нар. инстр. (1926), Ереванский кам. орк. (1975), Гос. кам. ансамбль (1962), струн. квартет им. Комитаса (1925), Ереванскийструн.квартет (1982), эстрадный орк. (1938), хор Хорового общества Армении (1966), Ансамбль нар. песни и пляски, Ансамбль нар. танца, Кам. хор Гостелерадио (1979); СК Арм. ССР (1932); консерватория (1923), Центр. муз. школа. В городах республики 5 муз. училищ, св. 100 муз. школ.
Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории арм. монодич. музыки, Л., 1958; Шавердян А. И., Очерки по истории арм. музыки XIX-XX вв., М., 1959; Музыка Сов. Армении. Сб. ст., [М., 1960]; Атаян Р., Арм. нар. песня, М., 1965; Тер-Симонян М., Кам.-инстр. ансамблевая музыка Армении, Ер., 1974; Xудабашян К., Арм. музыка на пути от монодии к многоголосию, Ер., 1977; Тагмизян Н. К., Теория музыки в Др. Армении, Ер., 1977; Рухкян М. А., Арм. симфония, Ер., 1980; Григорян А. Р., Арм. кам.-вок. музыка, Ер., 1982; Саркисян С. К..Вопросы совр. арм. музыки (60-е годы), Ер., 1983; на арм. яз.: Мурадян М., Арм. музыка в XIX и нач. XX в., Ер., 1970; Сарьян А. А., Арм. гор. нар. творчество (19-20 вв.), Ер., 1973; Брутян М. А., Арм. нар. муз. творчество, ч. 1, Ер., 1983; Муз. культура Арм. ССР. Сб. ст., М., 1985. С. К. Саркисян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ЧУКОТСКАЯ МУЗЫКА

ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА

ЮГОСЛАВИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16