на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АРСИС И ТЕЗИС (греч. - повышение и понижение) - 2 части античной стопы, соотношение которых по длительности называлось её ритмом, равным или неравным (1:2, 2:3, 3:4, 3:5). А. и т. различались гл. обр. как носители осн. ритмич. функций - напряжения и разрешения. Однако в теории музыки и стиха нового времени (и даже ранее) Л. и т. обычно отождествлялись с сильным и слабым моментами, но одни исследователи (преим. филологи) считали сильным арсис (повышение голоса), другие - тезис (опускание ноги в ходьбе и танце, руки при дирижировании). В неравных ритмах значение сильной доли приписывалось большей части.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь