на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АФГАНИСТАНА МУЗЫКА. Музыкальная культура Афганистана представляет собой сложную совокупность муз. традиций разл. народов и этнических групп (пуштуны, хазарейцы, чараймаки, нуристанцы, белуджи, а также таджики, узбеки, туркмены и др.), каждая из которых богата и самобытна. Превалируют две взаимосвязанные традиции, развившиеся в условиях языков дари и пушту. Муз. культура Афганистана прошла многовековой путь, испытав на себе влияние культур др. народов (иранцев, индийцев, арабов, ср.-азиат. народов и др.). Осн. этапы её пути связаны с возникновением древних азиат. цивилизаций и включением территории Афганистана в крупные гос. образования: державу Ахеменидов, Бактрию, Кушан, Сасанидов, Арабский халифат, Великих Моголов и др. Крупные очаги муз. культуры складываются в Газни (10-11 вв.) и Герате (14-15 вв.). Здесь получает дальнейшее развитие муз. наука, гл. содержанием которой становится общевост. теория макамата (трактаты о музыке А. Мараги, А. Джами, высказывания Навои, Бабура и др.). Свои воззрения на музыку оставил также пуштунский поэт X. Хаттак (17 в., гл. книги - "Дастарнама"), А. м. монодийна, для неё типичны диатонич. лады и лады с ув. секундами. В песенном фольклоре пуштунов выделяются такие жанры, как ландый (чаще лирич. характера, в основе - двустишие), нимакый, багатый, нара. В ритуале свадьбы известна песня бабулала (поется как невестой, так и участниками свадьбы со стороны жениха) и др. Развито танц. искусство (жен. и муж. танцы), включающее пуштунский танец (хоровод) атан (бытует также у мн. народностей Афганистана), сопровождаемый часто пением, и др. Мелодической и структурной развитостью обладают лирические песенные жанры, основанные на текстах поэтов-классиков, - газель (также сандыра или бадыла), этико-дидактич. вариант которой известен как рубай (на афганском - цалориз), чарбайта, кисе, дастаны, представляющие проф. ветвь культуры, сложную по муз. структуре. Среди инструментов пуштунов: струнно-щипковые - рубаб (рубоб) афганский, сарод, ситара (разновидность танбура); духовые - сурнай; ударные - дол (дхол), зирбагали. Пуштунский ландый (юго-западный регион). Муз. традиции таджиков, узбеков, др. народов Афганистана имеют много общего с традициями народов всей Ср. Азии. В их инструментарий входят струнно-щипковые танбур, дутар, струнно-смычковый гиджак, ударные - дойра и др. Развито инструментальное исполнительство. Нуристанская песня в сопровождении ваджа (инструмента типа арфы). Становление совр. А. м. связано с именами музыкантов Касима Афгана, Гулама Хусейна, Абдулгафура Брешна, Мухаммеда Хусейна Сароханга и др. Муз. жизнь в стране заметно активизировалась после Апрельской революции 1978. Регулярно проводятся фестивали искусств народов Афганистана. Создан Союз деятелей искусств (с секцией музыки, 1980). Кадры проф. музыкантов готовятся на муз. курсах при Кабульском радио, в Кабульской муз. школе (1974, на базе муз. факультета школы изящных искусств при Кабульском университете). Действуют муз. курсы при Мин-ве высшего и спец. образования, муз. факультет при воен. училище, в разл. городах создаются муз. училища. Революц. тематика проникает в популярные жанры. Укрепляются сов.-афганские муз. связи. Функционируют неск. оркестров при Кабульском радио (орк. нар. инстр., эстр. орк. и др.), нац. ансамбль песни и танца "Наргис" (осн. на базе танц. ансамбля "Нилуфар"), разл. агитбригады и др.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь