Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - распространённые в 17-18 вв. муз.-эстетич. воззрения, согласно которым музыка "изображает" человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Методология, основа А. т. - философский рационализм и сенсуализм нового времени, ср.-век. и античная муз. эстетика. Становление А. т. во многом связано с трактатами Р. Декарта ("Musicaecompendium", 1650, и "Lespassionsde l'ame", 1649), рационалистически обосновывавшими аффективную природу музыки. А. Кирхер ("Musurgia universalis"..., Romae, 1650) классифицировал и описал 8 видов аффектов. В работах А. Веркмейстера, В. К. Принтца, И. Маттезона, Ф. В. Марпурга, И. И. Кванца и др. не только содержится классификация аффектов (напр., Марпург их насчитывает 27), но и выдвигаются нормативные рекомендации, касающиеся аффективного воздействия тех или иных ладов, ритмоформул, танц. движений, муз. форм и стилей. Считалось, что всё муз. произв. или его крупная часть могут выражать лишь один аффект. Для А. т. характерна тесная связь с риторич. традицией, с учением о муз.-риторич. фигурах (см. Риторика музыкальная). А. т. имела несомненное значение для комп. практики кон. 17-1-й пол. 18 вв., однако не определяла её всецело. Со 2-й пол. 18 в. А. т. стала утрачивать свою актуальность.  |