на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ARS ANTIQUA (арс антиква, лат., букв. - старое, старинное искусство) - термин, применявшийся в теоретич. трактатах ок. 1320 в ходе дискуссий между сторонниками старого искусства (Якоб Льежский) и нового (Филипп де Витри, Иоанн де Мурис; см. Ars nova) для обозначения многогол. музыки Сев. Франции, и прйкде всего школы Нотр-Дам (примерно между 60-ми гг. 12 в. и 20-ми гг. 14 в.). В совр. музыковедении А. а. часто понимают более широко, как своего рода "стиль эпохи", зародившийся во Франции и нашедший отражение в др. странах Европы. А. а. - важнейший этап в развитии европ. музыки. Параллельно с церк. музыкой А. а. развивались светское искусство труверов (Адам де ла Аль, Жанно Эскюрель), инстр. танц. жанры (эстампида, сальтарелла, дукция). В это время окончательно кристаллизуются ведущие ср.-век. муз. жанры и виды композиции (органум, кондукт, мотет, клаузула, гокет), развивается многоголосие, где голоса являются надстройкой над cantus firmus (в творчестве Перотина впервые появляется 3- и 4-голосие), осознаются принципы интервальной координации голосов по вертикали, на смену модальной ритмике приходит мензуральная, происходит становление техники изоритмии, складываются важнейшие для муз. искусства принципы ритмо-мотивной формульности и остинатности.
Евдокимова Ю., Многоголосие средневековья, М., 1983 (История полифонии, в. 1). Т.Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь