на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ARS NOVA (арс нова, лат., букв. - новое искусство) - термин, появившийся ок. 1320 в ходе дискуссии между сторонниками нового искусства ("Ars novae musicae" Иоанна де Муриса, 1322, "Ars nova" Филиппа де Витри, ок. 1320) и старого ("Speculum musicae" Якоба Льежского, 1323-25; см. Ars antiqua) и отразивший перелом, происшедший во франц. музыке этого периода. В совр. музыковедении термин "А. п." часто применяется в значении широкой историко-стилевой категории, характеризующей зап.-европ. музыку 14 в. в целом как новый этап в развитии муз. искусства на пути от средневековья к Возрождению. Гл. черта А. п. в этом смысле - рождение внутри ср.-век. готич. культуры новых предренессансных тенденций, которые были полностью реализованы в эпоху Возрождения: выдвижение на первый план светских песенных жанров (рондо, баллады, виреле во Франции, баллаты, мадригала, каччи в Италии), сокращение практики анонимного творчества и формирование индивидуальных комп. стилей и нац. школ, прежде всего франц. (центр. фигура в комп. творчестве - Г. де Машо, в теории - Филипп де Витри, Иоанн де Мурис) и итал. (в творчестве - Ф. Ландино, в теории - Маркетто Падуанский) со своими эстетич. установками. А. п. - важнейший этап в развитии мензуральной ритмики: двудольное ("несовершенное", имперфектное) деление длительностей начинает использоваться наравне с трехдольным ("совершенным", перфектным), появляются сложные синкопированные ритмич. рисунки, изоритмия. В области лада новые тенденции проявились в расцвете хроматики (musica ficta), получившей теоретич. обоснование в трактатах Иоанна де Муриса, Филиппа де Витри, Маркетто Падуанского ("Lucidarium") и разрушившей диатонич. основу ср.-век. церк. модусов (см. Церковные лады, Модус, Модальность). Проблемы А. п. в узком смысле - новой концепции многоголосия, новой системы нотации и ритма - поначалу не актуальны для итал. Треченто, где многоголосие развилось позднее, чем во Франции. Вместе с тем франц. школа в большей степени связана с готикой, тогда как в итал. Треченто ярче проявились предренессансные черты, родственные "dolce stile nuovo" ("сладостный новый стиль") в поэзии.
Салонов М. А., Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; Конев В. Д., Ars nova, в кн.: История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. 20 в. Иск-во раннего Возрождения, (М., 1980); Евдокимова Ю., Многоголосие средневековья, М., 1983; L'ars nova Italians del trecento, Certaldo, 1962; Gunther U., Das Ende dcr ars nova, "Mf", 1963, Jahrg. 16, № 2. Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь