на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БРАЗИЛИИ МУЗЫКА. Бразильский музыкальный фольклор сложился на базе амер., европ. (гл. обр. португ.) и афр. источников. В совр. нар. музыке преобладают афр. элементы (песенно-танц. жанры батукада, самба, машиши, обилие ударных и шумовых инстр. афр. происхождения). Креольская музыка представлена в основном песенными жанрами - дезафиу, мода, модинья, лунду, а также вок.-инстр. формами популярной гор. музыки - шоро. Индейский муз. фольклор, сохранившийся преим. в труднодоступных р-нах бассейна Амазонки, не имеет существенного значения. Среди муз. инструментов: виолан (6-струн. гитара), виола, кавакинью (струнные), разл. барабаны, шумовые. Проф. муз. творчество развивалось под сильным европ. влиянием. Среди композиторов нач. 19 в. - Ж. М. Нунис Гарсия, автор преим. культовых, а также светских соч. в стиле европ. классиков 18 в. В 19 в. браз. композиторы работали гл. обр. в оперном жанре, осн. на итал. образцах: Ф. М. да Силва (также автор музыки нац. гимна, 1831), Э. А. Лобу (создал 1-ю оперу на португ. яз. "Ночь на святого Жуана", 1860). Основоположник браз. нац. оперы - К. А. Гомис ("Гуарани", 1870). В 1813 в Рио-де-Жанейро открыт оперный театр "Сан-Жуан", в 1841 - Корол. конс. В кон. 19 - нач. 20 вв. формируется нац. комп. школа: Л. Мигис, Э. Освалд, А. Леви, Ф. Брага, А. Непомусену (первым обратился к афро-браз. муз. фольклору) и др. Глава нац. направления, создатель совр. Б. м. - Э. Вила-Лобос (внёс также большой вклад в муз. просвещение), среди крупнейших представителей - О. Л. Фернандис, Ф. Миньони, Р. Гнатали, К. Гуарньери, Ж. Сикейра, примыкавший к этой группе К. Сантору позже обратился к додекафонии. В 1960-х гг. выдвигается группа композиторов - приверженцев муз. авангардизма: С. Герра Пейши (осн. "Группу новой музыки"), Э. Кригер и др. Центры муз. жизни Бразилии - гг. Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где функционируют оперные театры, симф. орк., муз. общества, консерватории и др. высшие муз. уч. заведения, в т. ч. Браз. муз. академия им. О. Л. Фернандиса (осн. в 1945), Нац. школа музыки Федерального университета Рио-де-Жанейро (создана в 1937 на основе Корол. конс.), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. в 1909). Муз. уч. заведения, симф. и хор. коллективы имеются в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре и др. городах. Браз. музыканты объединены в Союз музыкантов (осн. в 1954) и Орден музыкантов (осн. в 1960). Изучение нац. муз. фольклора ведётся в Центре фольклорных исследований (осн. в 1943). Изд. журн. "Revista da musica popular" (с 1954), "Revista Brasileira de musica" (c 1962). Проводятся междунар. конкурсы пианистов (с 1957) и скрипачей (с 1965). Эстрела А., Совр. браз. музыка, в сб.: Муз. культура стран Лат. Америки, М,- 1974; Алваренга О., Браз. нар. танцы-действа, там же; её же, Браз. нар. танцы и песни, в сб.: Музыка стран Лат. Америки, М., 1983; Colonelli С. A., Bibliografia do folclore brasileiro, Sаo Paulo, 1979.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь