на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БУЛЕЗ (Boulez) Пьер (р. 1925) - французский композитор, дирижёр, пианист. Ученик О. Мессиана, Р. Лейбовица. Последователь А. Веберна. Один из лидеров муз. авангардизма 1950-х гг. Экспериментировал в области конкретной музыки. Ряд произв. Б. - хрестоматийные примеры техники пуантилизма, тотального сериализма (см. Сериальность). В его музыке присутствуют также элементы сонорики, алеаторики. Наиб. известные произв. Б. - "Молоток без мастера" для голоса и инстр. ансамбля (1954; 2-я ред. 1957), "Структуры" для 2 фп. (кн. 1-2, 1952-61). Организатор и руководитель концертов новой музыки "Domaine musical" (1954-67). С 1975 возглавляет созданный им в Париже Ин-т исследований и координации муз.-акустич. проблем (IRCAM). С 60-х гг. выступает гл. обр. как дирижёр - с орк. Би-Би-Си (в 1967 гастролировал с ним в СССР), Нью-Йоркским филармонич. орк. (в 1971-1975 гл. дирижёр обоих орк.) и др. оркестрами.
Рабинович Д., Дж. Барбиролли в П. Булез, в его кн.: Исполнитель и стиль. Избр. статьи, 1. 2, М., 1981; Кон Ю., П. Булез как теоретик, в кн.: Кризис бурж. культуры и музыка. Сб. статей, в. 4, М., 1983.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь