на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910) - русский композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. С 1855 жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, выступал как пианист. В нач. 60-х гг. под рук. Б., убеждённого борца за прогрессивное демократич. муз. искусство, сформировался муз. кружок, вошедший в историю музыки под назв. "Могучая кучка". Благодаря энергии, творческому опыту Б. стал вдохновителем и наставником членов кружка, оказал большое влияние на их творчество. Был одним из основателей (совм. с Г.Я. Ломакиным, 1862) и рук. Бесплатной музыкальной школы (1868-1873 и 1881-1908), дирижировал её концертами (пропагандируя музыку молодых рус. композиторов), в 1867-69 - симф. концертами РМО, возглавлял Придв. певч. капеллу (1883-94). Большое внимание уделял Б. собиранию и изучению нар. песни. Велико значение двух сборников (песни собраны и гармонизированы Б.) - "Сб. рус. нар. песен. 40 песен для голоса с фп." (СПБ, 1866), "30 рус. нар. песен" (СПБ, 1898). Основа творчества Б. - инстр. музыка (симф. и фп.), преим. программная, и романсы. Продолжатель традиций Глинки, он развивал принципы рус. эпич. и нар.-жанрового симфонизма. Б. внёс существенный вклад в рус. фп. музыку. В его ярко нац. творчестве нашли воплощение нар. образы, картины рус. жизни, природы. Б. широко использовал фольклор, как русский ("Увертюра на темы трёх рус. песен", симф. поэма "Русь"), так и др. народов ("Испанская увертюра", симф. поэма "В Чехии"). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симф. поэма "Тамара", фантазия для фп. "Исламей"), традиционный для русских композиторов. Произв. Б. вошли в русскую муз. классику 19 в. Его творчество оказало влияние на развитие рус. музыки. Для орк. - 2 симф. (1897, 1908), Увертюра на тему испан. марша (1857; 2-я ред. - Испан. увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх рус. песен (1858; 2-я ред. 1881), муз. картина 1000 лет (1864; 2-я ред. -симф. поэма Русь, 1887; последняя ред. 1907), Чешская увертюра (1867; 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882) и др.; 2 концерта для фп. с орк. (1855; 1910, окончен С. М. Ляпуновым); кам.-инстр. ансамбли; для фп. - Исламей (1869), сонаты, ноктюрны, мазурки, вальсы и др.; транскрипции и перелож, для ф п., в т. ч. "Жаворонок" Глинки; хоры, романсы; музыка к спектаклям драм. театра- "Король Лир" Шекспира (156.1; 2-я ред. 1905); ред. произв. др. авторов в др.
Воспоминания и письма, Л., 1962.
М.А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества, сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь