на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАЛЛАДА (нем. Ballade, франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - 1) в средние века у романских народов - одноголосая танцевальная песня (первонач. Лирич. хороводная, напр. прованс. Б.). 2) В 12-13 вв. - один из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. 3) В 13-15 вв. во Франции - полифонич. строфич. песня с рефреном (Гильом де Машо). См. также Баллата. 4) В народном искусстве Англии, Шотландии, Ирландии - сюжетно-повествоват. песня на фантастич., легендарно-историч., бытовом материале, часто с авантюрным элементом (англ. ballad); характерны краткость в изложении событий и наличие драм. развязки. Аналогичные сюжеты встречаются и в фольклоре др. народов (напр., эст., рус. Б.), в т. ч. в эпич. песнях (молд., южно-слав. и др.). Англ. (шотл., ирл.) Б. оказала существ. влияние на развитие жанра Б. в европ. проф. поэзии и музыке. 5) С сер. 18 в. - проф. песня, гл. обр. для голоса и фп., на текст поэтич. Б. Возникла в Германии; расцвет её связан с австро-нем. романтизмом ("Лесной Царь" Шуберта, соч. К. Лёве, Р. Шумана, X. Вольфа и др.). Под влиянием нем. культуры жанр Б. распространился в России (соч. А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки, "Море" Бородина, "Забытый" Мусоргского, "Корольки" Чайковского). Жанровые особенности Б. способствовали её использованию в качестве рассказа-характеристики в опере (Б. Сенты, Б. Финна; Б. Томского из "Пиковой дамы"), В эпоху муз. романтизма возникла и инстр. баллада, в которой нашли своеобразное претворение эпич.-повествоват. характер, остродрам. сюжетность и картинность, свойственные вок. Б. 18-19 вв. (баллады Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига). Позднее черты Б. нередко выступали в соединении с чертами др. муз. жанров (симфония-Б. Н. Я. Мясковского, концерт-Б. для влч. с орк. А. К. Глазунова, соната Б. для фп. Н. К. Метнера). В сов. музыке продолжена эпич. линия в трактовке жанра Б., направленная нередко в область героики (Героическая баллада для фп. с орк. Бабаджаняна). О. Д. Фрачном.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь