на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БАРОККО (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы; 2) от лат. bаroco - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итал. художника Ф. Бароччи, F. Barocci, (15287-1612) - художеств. стиль в европ. искусстве и литературе кон. 16-1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагич. мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономич., политич. и обществ. жизни, приведших в 17 в. к началу бурж. революций. С возникновением стиля Б. музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека, хотя в муз.-теоретич. воззрениях Б. ещё в значит. мере проявлялись черты ср.-век. религ. мистики и схоластики. На ведущее положение выдвинулись муз.-театр. жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для Б. стремлением к драм. экспрессии и синтезу разл. видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Одноврем. обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисл. инстр. жанров, в значит. мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в сюитах причудливо чередуются увертюры театр. характера, фуги, импровизации орг. типа, бытовые танцы, певучие "арии", звукоизобразит. картинки и разного рода программные пьесы. Наиболее ярко стиль Б, проявился в Италии, где его черты наметились в многохорных вок.-инстр. полифонич. произв. мастеров венецианской школы 2-й пол. 16 в. во главе с Дж. Габриели. К наиб. значит. достижениям итал. барочной инстр. музыки относится орг. творчество Дж. Фресхобальди. Итал. опера демонстрировала разл. аспекты Б. - от преобладания внешней декоративности (М. А. Чести) до глубокого драматизма, проникнутого реалистич. тенденциями, выводящими за рамки данного стиля (позднее творчество К. Монтеверди). Итал. оперное Б. культивировалось во мн. европ. странах, особенно в центрах австр. и нем. католичества. Параллельно и в нем. музыке возникают явления барочного плана - нац. опера с ярко выраженным нар.-бытовым началом (вершина - соч. Р. Кайзера), орг. творчество Д. Букстехуде, программно-изобразительные клавирные сонаты И. Кунау. В нач. 18 в. в Германии, в историч. судьбе которой с особой силой сказались трагич. противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора - И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых ещё тесно было связано со стилем Б. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европ. музыки, оно не вмещается в рамки к.-л. одного стиля. Подобно наследию У. Шекспира, Рембрандта, Д. Веласкеса, творчество И. С. Баха создало свою оригинальную образно-стилевую систему. Понятием "Б." не объясняется также своеобразие творчества таких крупнейших композиторов 17 в., как Г. Шютц в Германии и Г. Пёрселл в Англии. В заруб. музыковедении получила распространение концепция Б. как единого художеств. стиля всего периода между Возрождением и Просвещением (преим. у нем. искусствоведов и музыковедов). Новые муз.-композиц. средства, утверждавшиеся в 17 в. (генерал-бас, кристаллизация мажорно-минорной тональной системы, концертирование, влияние риторики на тематизм и др.), стали подводиться под общую рубрику Б. часто путём лишь внешнего эстетич. сближения их с формально-стилистич. признаками изобразит. искусств, архитектуры, литры. Кроме того, содержание Б. рассматривается абстрагированно от реального многообразия и от поступательной динамики развития эпохи в целом. Сов. учёные рассматривают кон. 16- 1-ю пол. 18 вв. как эпоху, в к-рую сосуществовали стили Б., классицизм (во многом противостоял Б., но нередко и тесно взаимодействовал с ним, отражая стремление к разумному преодолению конфликтов между личными страстями и социальными установлениями), др. стилистич. направления искусства и литературы (маньеризм, галантный стиль, сентиментализм и др.), а также индивидуальные стилевые системы и внестилевые художеств. явления разного порядка.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в зап.-европ. искусстве XV-XVII вв., М., 1966; Скребков С., Художеств. принципы муз. стилей, М., 1973; Конен В. Д., Театр и симфония, М., 21975; Ливанова Т. И., Зап.-европ. музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств, М., 1977; её же, Из истории музыки и музыкознания за рубежом, М., 1981; Раабен Л., Музыка барокко, в сб.:Вопросы муз. стиля, Л., 1978; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1923; bang P. H., Music in Western civilization, N. Y., 1941; Вukоfzгеr М. P., Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947; Сlеrсx S., Le baroque et la musique, Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d'etudes sur la musique, Liege, 1964; Вlume Fr., Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey, N. Y., 1967; Damman R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Koln, 1967; Striсkеr R., Musique du baroque, [P., 1968]; Palisса Сl. V., Baroque music, Englewood Cliffs, 1968. В.Н. Брянцева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

БАДИНГС

БАЙОРАС

БАКАЛОВ

БАКИРОВ

БАКФАРК

БАКХАУЗ

БАЛАБАН

БАЛАФОН

БАЛЛАДА

БАЛЛАТА

БАЛЬСИС

БАНДОЛА

БАНДУРА

БАНЕВИЧ

БАРАБАН

БАРАТОВ

БАРБЛАН

БАРДИНА

БАРИТОН

БАРРАКЕ

БАРСОВА

БАСАРАБ

БАССАНИ

БАТАШЁВ

БАХЧИЕВ

БАЦЕВИЧ

БАЦЦИНИ

БЕББИТТ

БЕБУТОВ

БЕЛЛИНИ

БЕЛЬМАН

БЕЛЯКОВ

БЕНКЛЯН

БЕННЕТТ

БЕНТСОН

БЕРГМАН

БЕРГСМА

БЕРДЯЕВ

БЕРЛИОЗ

Музыкальный словарь ver16