на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЕРГ (Berg) Альбан (1885-1935) - австрийский композитор. В 1904-10 учился у А. Шёнберга. Наряду с Шёнбергом и А. Веберном входил в новую венскую школу. Испытал значит. стилистич. эволюцию, сохранив целостность собств. стиля. Видный предст. муз. экспрессионизма (струн. квартет, 1910; 4 пьесы для кл. и фп., 1913, и др.). В раннем творчестве находился под влиянием Р. Вагнера, Р. Штрауса, Г. Малера. Б. продолжал песенную традицию И. Брамса и X. Вольфа, достигнув вершины в этом жанре (5 песен на сл. П. Альтенберга, 1912). Прогрессивная гуманистич. направленность творчества Б. отразилась, в частности, в опере "Воццек" (соч. 1921, по Г. Бюхнеру), раскрывающей трагедию "маленького человека". "Воццек" принёс Б. европ. славу (среди первых пост. - 1927, Ленинград; запрещённая при гитлеровском режиме, опера была вновь пост. в Европе и Америке после 2-й мировой войны 1939-45). "Воццек" - одна из вершин оперной драматургии 20 в. Социальная критика и антимилитаристская направленность выражены средствами театра экспрессионизма. Эмоционально насыщенный муз. язык основан на соединении современного письма с традиц. муз. формами (инвенция, пассакалья, рондо) и бытовыми жанрами. Опера "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда, неоконч.), лишённая социальной остроты "Воццека", написана в додекафонной технике и воплощает разл. типы образности - от эксцентрики и гротеска до тончайшей лирики. Б. - один из создателей серийной техники, к-рая сочеталась в его творчестве с традиц. принципами композиции; додекафонию применял, начиная с камерного концерта (1925). Одним из первых Б. использовал наиболее совр. приёмы, в т. ч. коллаж (один из первых случаев использования - в Лирич. сюите для струн. квартета, 1926). Наследуя традиции Г. Малера в области орк. письма и инстр. драматургии, Б. создал новые типы кам. ансамбля (Лирич. сюита) и инстр. концерта (камерный и для скр. с орк.). Философский по замыслу Скр. концерт (последнее соч. Б.) отличают событийность при психология, наполненности, возвышенная лиричность, наличие скрытой программы (присутствует также в Лирич. сюите). Сложный стилистич. синтез (черты австро-нем. симфонизма, отражение муз. символики барокко, включение нар. тем) достигнут во многом за счёт объединяющей роли додекафонной лейттемы концерта. Б. принадлежит св. 20 лит. работ, преим. о композиторах новой венской школы. Оперы - Воццек (по пьесе Г. Бюхнера, 1925, Берлин), Лулу (по пьесам Ф. Ведекинда, 1937, Цюрих);для голоса с орк. - 5 песен на сл. П. Альтенберга (1912), конц. ария Вино (сл. Ш. Бодлера, 1929); для орк. - 3 пьесы (1914), Лулу-симфония (1934); концерт для скр. с орк. Памяти ангела (1935); кам. концерт для фп., скр. и 13 дух. инстр. (1925); струн. квартет (1910); 4 пьесы для кл. и фп. (1913); Лирич. сюита для струн. квартета (1926); соната для фп. (1909); для голоса с фп. - 7 ранних песен (1908), 4 песни (1909) и др.
"Воццек" А. Берга, Л., 1927; Келдыш Ю., "Воццек" и муз. экспрессионизм, "СМ", 1965, №3; Холопова В., О компоэиц. принципах скр. концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Тараканов М. Е., Муз. театр А. Берга, М., 1976; Михайлов Ал. В., Возвращение к естественности, "СМ", 1985, № 7; Rеiсh W., A. Berg, W., 1937; Rеdliсh Н. P., A. Berg, W.-Z.-L. 1957; Adоrnо Т h. W., A. Berg, W., 1968. М. Н. Лобанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь