на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первонач. муз. образование получил у отца, певчего Боннской придв. капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Б. в духе нем. просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придв. капеллы. В 1787 Б. посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фп. импровизации. После окончат. переезда в Вену (1792) Б. как композитор совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Конц. выступления Б. в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К нач. 1800-х гг. Б. - автор мн. произв., поражавших современников бурным драматизмом и новизной муз. языка. В их числе: фп. сонаты № 8 ("Патетическая") и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струн. квартетов. В 1800 была исп. 1-я симфония Б. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Б. впоследствии постепенно сократить конц. деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произв. 1802-12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Б. В последний период творчества появились его величайшие создания - 9-я симф. с заключит. хором на слова оды "К радости" Шиллера н Торжественная месса, а также шедевры его кам. музыки - сонаты для фп. № 28-32 и квартеты № 12-16. На формирование мировоззрения Б. сильнейшее воздействие оказали события Великой франц. революции; его творчество тесно связано с совр. ему искусством, литературой, философией, с художеств. наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Осн. идейный мотив творчества Б. - тема героич. борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симф., в опере "Фиделио", в увертюре "Эгмонт", в фп. сонате № 23 (т. н. Appassionata) и др. Вместе с тем Б. создал мн. соч., выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирич. диапазон его adagio и largo. Представитель венской классич. школы, Б. вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классич. музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симф. цикл был Б. расширен, наполнен новым драм. содержанием. В трактовке гл. и побочной партий и их соотношения Б. выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этим в значит. мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключит. партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирич. тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Б. расширил орк. диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех орк. партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фп. сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симф. и др.), Б. существенно обогатил и традиц. типы варьирования (Andante из 5-й симф., 32 вариации для фп. c-moll, медленные части фп. сонат № 23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифония, технике, Вl произв. последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной олемент разработок (фп. соната № 28), как начальная или заключит. часть цикла (фп. сонаты № 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в Allegretto из 7-й симф. тема и контрапункт образуют мелодич. "двуединство", обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией. Богатый материал для изучения творч. метода Б. дают наброски и эскизы, которые сохранились в его муз. архиве (св. 7500 листов). Большой биографич. интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Б. пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Б. изучали рус. музыканты; упоминания о его произв. часто встречаются в рус. классич. литературе и лит. критике. Многочисл. статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, Б. В. Асафьева внесли вклад в мировую бетховениану. Творчество Б. высоко ценили основоположники научного коммунизма. А. В. Луначарский неоднократно подчёркивал созвучность музыки Б. пафосу Великой Окт. социалистич. революции. Опера - Фиделио (1-я ред. под назв. Леонора, пост. под назв. Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2-я ред. с добавлением увертюры Леонора № 3, 1806, Вена; 3-я ред. 1814, Вена); балеты, в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и орк. - оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симф. орк. - 9 симф. (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804; 4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808; 7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры - к трагедии "Кориолан" Коллина (1807), к трагедии "Эгмонт" Гёте (1810) и др.; к онцерты для инстр. с орк. - 5 для фп. (1-й, 1795; 2-й, 2-я ред. 1798; 3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скр. (1806), Тройной концерт для фп., скр. и влч. (1804); кам.-инстр. ансамбли - 16 струн. квартетов (1798- 1826), 10 сонат для фп. и скр. (в т. ч. 9-я, "Крейцерова", 1803), 5 сонат для фп. и влч.; для фп. - 32 сонаты, вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни, в т. ч. цикл К далёкой возлюбленной (1816); обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. театра и др. L. van Beethovens Werke..., Serie 1-24, Lpz., 1864-67, Serie 25, Lpz., 1888; Beethoven. Suppl. zur Gesamtausgabe, hrsg. von W. Hess, Bd 1 - 14, Wiesbaden, 1959-71. Алексеев М. П., Верман Я. З., Бетховен. Материалы для библ. указателя рус. литературы о нём, в. 1-2, Одесса, 1927-28; Кinskу G., Halm H., Das Werk Beethovens. Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner samtlichen vollendeten Kompositionen, Munch.-Duisburg, 1955. Письма Бетховена. 1787-1811, сост. Н. Л. Фишман, М., 1970; Письма Бетховена, 1812-1816, сост. Н. Л. Фишман, М., 1977; Письма Бетховена. 1817-1822, сост. Н. Л. Фишман, Л. В. Кириллина, М., 1986; Samtliche Briefe Beethovens, hrsg. von A. Ch. Kalischer, Bd 1-5, В., 1906-08; L. v. Beethovens samtliche Briefe, hrsg. von E. Kastner, Lpz., 1910, vermehrte Neuausg. von J. Kapp, Lpz., 1923; Leitzmann A., L. v. Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und personliche Aufzeichnungen, Bd 1-2, Lpz, 1921; The letters of Beethoven, ed. by Em. Anderson, V. 1-3, L., 1961; Konversatiomhefte L. v. Beethovens, hrsg. von K.-H. Kohler, G. Herre, Bd 1-8, Lpz, 1968-83.
Корганов В. Д., Бетховен. Биографич. этюд, СПБ, [1910]; Рус. книга о Бетховене, М., 1927 (История рус. музыки в исследованиях и материалах, т. 4); Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1-2, М., 1950-57; Роллан Р., Собр. соч. в 14 тт., т. 2, 12, М., 1954-57; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 4, М., 1955; Чайковский П. И., Муз.-критич. статьи, М., 1953; Протопопов В. В., Принципы муз. формы Бетховена, М., 1970; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Бетховен. Сб. ст., в. 1-2, ред.-сост. Н. Л. Фишман, М., 1971-72; Из истории сов. бетховенианы, ред.-сост. Н. Л. Фишман, М., 1972; Стасов В. В., Статьи о музыке, в. 1-5, М., 1974-80; Альшванг А. А., Л. ван Бетховен. Очерк жизни и творчества, 5М., 1977; Климовицкий А. И., О творч. процессе Бетховена, Л., 1979; Фишман Н. Л., Этюды н очерки по бетховениане, М., 1982; Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz.-Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887 (переизд. обеих книг - Lpz., (1925J); Th ay е г A. W., Deiters Н., Riеmann H., L. v. Beethovens Leben, Bd 1-5, "Lpz., 1901 - 11, 3Bd 1, 3-5, Lpz., 1917-23; Frimmel Т h., Beethoven-Handbuch, Bd 1-2, Lpz., 1926; Вekker P., Beethoven, B. - Lpz., 1931 (рус. пер. - в. 1-3, M., 1913-15); Szabоlсsi В., Beethoven, 3Bdpst, 1960; Beethoven studies, ed. by A. Tyson, v. 1-3, L., 1974-82; Goldschmidt H, Beethoven-Studien, Bd 1-2, Lpz, 1974-77; Beethoven-Jahrbuch, Jg. 1-9, Bonn, 1954-77; Zu Beethoven, hrsg. von H. Goldschmidt, [Bd 1-2], B, 1979-84. H. Л. Фишман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь