на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БИЗЕ (Bizet) Жорж (1838-75) - французский композитор. В 1857 окончил Парижскую конс., где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). Получил Рим. пр., в 1858-60 жил в Италии. Блестящий пианист, Б. отказался от конц. деятельности, всецело посвятив себя комп. творчеству. Уже первое крупное соч. Б. - симф. C-dur (1855, опубл. в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней проявились характерные для его стиля отточенность -формы, цёткость изложения. 60-е гг. для Б. - время творч. становления: были созданы лирич. оперы "Искатели жемчуга" (1863) и "Пертская красавица" (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха. События франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократич. взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистич. искусству. В 70-е гг. - период творч. зрелости Б. - созданы опера "Джамиле" (по поэме "Намуна" А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Овладев ритмоинтонац. особенностями нар. напевов, почти не прибегая к цитатам, Б. достоверно воссоздал в этих произв. характер вост. и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразит. средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 орк. сюиты из музыки к "Арлезианке" (1-я составлена автором, исп. 1872; 2-я - комп. Э. Гиро, исп. 1885). Опера "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1875) - одна из вершин франц. оперного реализма. Её герои - простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испан. нац. муз. колорит, многослойность и многоликость нар. сцен, напряжённый ход драм. событий. На премьере в театре "Опера комик" (1875) "Кармен" была резко отрицательно встречена бурж. публикой. Успех опере принесла пост. в том же году в Вене в ред. Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из "Пертской красавицы" и "Арлезианки"). "Кармен" стала одной из самых популярных опер в мире. П. И. Чайковский писал в 1880, что "это в полном смысле слова шедевр". Оперы - Дон Прокопио (1859 пост. 1906, Монте-Карло), Искатели жемчуга (1863, Париж), Иван Грозный (1865, пост. 1946, Вюртемберг), Пертская красавица (1867, Париж), Джамиле (1872, там же), Дон Родриго (1873, не окончена) Кармен (1875, Париж; в ред. Э. Гиро, 1875, Вена) и др.; оперетты (пост. в Париже) - Доктор Миракль (1857), Мальбрук в поход собрался (1867) и др. кантаты, оды-симф.; для орк. - 2 симф. (1855-59; 2-я уничтожена Б.), Рим Маленькая орк. сюита (обе - 1871), сюиты из Арлезианки (№ 1,1872;№ 2, сост. Э. Гиро, 1885) и др.; хоры с орк. и a cappeila; пьесы для фп., фп. дуэты; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. театра - "Арлезианка" Доде (1872, Париж) и др.
Письма, пер. с франц., М., 1963, 1988.
Брук М., Бизе, М., 1938; Тьерсо Ж., Визе и испанская музыка, пер. с франц., в кн.: Франц. музыка 2-й пол. XIX в., М., 1938. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

АРОН

АРРО

АРТО

АРФА

АУРА

АУЭР

АШУГ

БЁРД

БАИФ

БАЙО

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БЕРД

БИВА

БИНЕ

БЛЁХ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

БЛОХ

БЛУЛ

БЛЮЗ

БОДО

БОРД

БОРИ

БОРК

БОШО

БРОН

БРУК

БРУН

БРУХ

БРЮК

БУВЕ

БУЛЛ

Музыкальный словарь ver16