на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БОЛЬШАЯ ОПЕРА (франц. Grand Opera) - оперный жанр, возникший во Франции в 1-й пол. 19 в. Для Б. о. характерны монументальность, историко-героич. сюжеты, сочетание социальной трагедии и личной драмы, остроконфликтные драм. коллизии, красочность и декоративность, эффектное использование массовых (хор. и балетных) сцен, крупный муз.-драматургич. штрих. Фундамент жанра заложил Г. Спонтини оперой "Весталка" (1807). Значит. вехами в развитии Б. о. явились опера "Немая из Портичи" ("Фенелла", 1828) Обера - первая Б. о. на реальный историч. сюжет, и нар. героич. опера "Вильгельм Телль" Россини (1829). В 30-х гг. 19 в. в связи с утверждением романтич. направления во франц. искусстве (В. Гюго, Э. Делакруа, Г. Берлиоз) появились классич. образцы романтич. Б. о. К ним принадлежат произв. Дж. Мейербера, особенно его опера "Гугеноты" (1835), с остросюжетной фабулой (в основе - обществ.-историч. события), 5-актным построением, монументальными массовыми сценами, драматургией антитез, напряжённо-драм. ансамблями, многообразием вок. средств (ария, куплетная песня, романс, драм. речитатив), с усилением драматургич. роли оркестра. В жанре Б. о. написан также ряд произв. Ф. Галеви (лучшая опера - "Еврейка", 1835). К нач. 50-х гг. 19 в., в связи с усилением в муз. искусстве реалистич. направления, наметился кризис Б. о., постепенно она утрачивает своё ведущее положение. Однако многое в ней оказалось жизнеспособным и в качестве составных элементов вошло в лирическую оперу (возникшую как антитеза Б. о.) и в оперы мн. последующих композиторов разл. творч. направлений (Р. Вагнер, Дж. Верди, М. И. Глинка, П. И. Чайковский). Е. Ф. Бронфин.
См. лит. при ст. Опера.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь