на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦАРЛИНО (Zarlino) Джозеффо (1517 - 90) - итал. муз. теоретик, эстетик, композитор. Ученик А. Вилларта. Служил певцом и органистом кафедрального собора, с 1565 возглавлял капеллу собора Сан-Марко в Венеции. Был членом (наряду с художниками Тицианом, Я. Тинторетто) Венецианской академии славы. Под влиянием муз. эстетики Возрождения Ц. выдвинул положение о единстве музыки и слова, теории и практики. Важнейшие муз. -теоретич. труды (все изданы в Венеции): "Le istitutioni harmoniche" (1558), "Dimostrationi harmoniche" (1571), "Sopplimenti musical!" (1588). Ц. создал учение о контрапункте, положил начало теории полифония, форм (существенным было введение им понятия темы). Явился одним из зачинателей учения о гармонии. Выдвинул понятие 2 наклонений, а также мажора и минора не только в мелодическом, но и в гармония, отношении. Труды Ц. содержат практич. указания, касающиеся техники полифонич. письма. Развил гуманистич. мысль о центр. положении человека во вселенной, считал музыку важным элементом воспитания личности. Был также автором месс, мотетов, мадригалов и др. муз. соч. (сохранилась их незначит. часть). [Факсимильные] Le istitutioni harmoniche, N. Y., [19651; Dimostrationi harmoniche [N. Y. ], 1965 (рус. пер. фрагментов из обоих трудов в кн.: Муз. эстетика зап. -европ. средневековья и Возрождения, М., 1966); Sopplimenti musicali, IN. Y. I, 1966.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь