на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА - способ записи муз. текста или отображения к. -л. его особенностей посредством цифр (см. Нотация). Возможность применения Ц. с. связана со значением числовых соотношений в звуковых структурах. По Ц. с. обозначаются ступени, а также интервалы: 1 - прима, 2 - секунда и т. д. (традиц. система). В Ц. с., применённой С. И. Танеевым для разработки теории подвижного контрапункта, отражается число секундовых шагов в интервале: О - прима, 1 - секунда, 2 - терция и т. д., а в теории додекафонии - количество полутонов: 0 - прима, 1 - м. секунда, 2 - б. секунда и т. д. Аккорды обозначаются как по Ц. с. (римской цифрой указывается ступень - высота осн. тона аккорда, арабскими - его структура), так и по буквенно-цифровому функциональному принципу (см. таблицу в ст. Функции тональные). Ц. с. широко применялась в табулатуре, генерал-басе, ныне используется при обучении игре на некоторых инструментах, для обозначения метроритмич. соотношений, напр, тактового размера, особых видов ритмического деления. В электронной музыке с помощью цифр записываются основные параметры музыкальных звуков - частота, динамика, продолжительность. См. также Мелопласт.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь